Картина Поля Сезанна Гора святой Виктории (Гора Сент Виктуар) - Поль Сезанн
Картина Поля Сезанна Гора святой Виктории (Гора Сент Виктуар)

Картина Поля Сезанна Гора святой Виктории (Гора Сент Виктуар)

Этого художника можно сравнить с японскими живописцами, которые могли всю свою жизнь время от времени рисовать одну из самых знаменитых гор мира – Фудзияму. В Японии довольно много художников и фотографов, которые всю свою жизнь отдали для отображения этой священной для японцев горы. Они рисуют ее, и она никогда не бывает одинаковой. Есть даже такой художник, который всю жизнь писал гору только с одной точки и за всё это время нет ни одной повторяющейся картины.

Один из наиболее часто встречающихся мотивов в творчестве Поля Сезанна — изображение горы Святой Виктории. В этом произведении, созданном в последний год жизни художника, он словно спрессовывает время и геологические пласты, смешивает близкие и дальние планы. Сезанн ищет и сопоставляет повторяющиеся ритмы и формы: шар, куб, пирамида, призма, конус. В колористическом решении преобладает единая цветовая гамма: сгустки синего и зеленого наложены резкими, отрывистыми мазками, кое-где эта плотная синева нарушается яркими оранжевыми включениями, образовывая сложнейшие красочные сочетания. Пространство подчинено кисти живописца: оно то сферически прогибается, то опрокидывается прямо на зрителя.

Так вот тоже самое и с Сезанном. Всё дело в том, что Поль Сезанн как раз родился в этих местах, в городе Эссексе, и потому научившись держать кисть в руках, он зарисовывал единственную достопримечательность городка – гору Святой Виктории. И делал это всю свою сознательную жизнь. Поэтому среди его работ часто можно увидеть изображение одной и той же местности и одной и той же горы, с разных точек и высот. Но, правда, делал он это практически в разных стилях. Это позволяло ему делать его мастерское владение кистью и карандашами. В этом полотне гора изображена в начале осени, просто много золотисто жёлтого вокруг, а это, скорее всего осень.

Обратим внимание и на то, как он изображает гору: мягкими плавными линиями. Нет резких переходов, а всё как-то плавно и изящно. Грубыми смотрятся дома, они как-то твёрдо прямоугольные излишне подчёркнуты.

Автор так же даёт нам понять, что действо происходит, скорее всего, перед закатом, потому и тени от деревьев и от домов, потому и совершенно иное освещение горы. Но при этом всё в мягких золотисто-зелёных тонах и потому ничего тревожного – одно позитивное чувство – покой. Причём такой покой, который умиротворяет, который вдохновляет на позитивное мышление. На полотне нет ещё той особой осенней тоски, а значит, Сезанн тогда думал о чём то хорошем. Ведь говорят же, художник пишет только то, о чём думает.