Описание картины Винсента Ван Гога Море в Сент-Марье - Описание картин Ван Гога
Описание картины Винсента Ван Гога Море в Сент-Марье

Описание картины Винсента Ван Гога Море в Сент-Марье

Ваг Гог часто писал море. Его привлекала красота волн, которую он мог изобразить изящно и порывисто, в лучших традициях импрессионизма.

Живописный пейзаж знаменитого автора представляет собой несколько слоев голубых пенящихся волн, бурливый поток вод и силу морской стихии. Мазки, толстым слоем нанесенные на холст, придают морю насыщенный сочный облик.

Глубина, шум волн, ветер, раскачивающий лодки – все это создает определенную атмосферу, будоражит воображение. Кому-то картина покажется светлой и солнечной,

а кому-то темной, предвещающий бурю или шторм. Ваг Гог сумел запечатлеть многообразие тех мест, сохраняя для зрителя некоторую таинственность, неизвестность. Небо изображается так же многогранно и неоднозначно, как и метающиеся из стороны в сторону волны.

Произведение призывает зрителя оценить всю красоту момента: творец не просто пишет пейзаж, он передаёт тепло солнечных лучшей, воздух, движение воды. Именно поэтому “Море в Сент-Марье” кажется подлинным, живым, а не просто изображенным. Белоснежные паруса, прогибающиеся на ветру, заставляют поверить в подлинность момента, придают естественности и натуральности. Ваг Гог очень грамотно сочетает оттенки неба с водой: так картина кажется целой, единой, но горизонт не сливается. Желтовато-зеленые масляные краски придают работе особый антураж и уникальность.

Основной и деталью в произведении является положение лодок: они расположены на разных уровнях, отдаляясь в голубую даль. Расшатывающиеся на ветру кораблики больше напоминают ступеньки, по которым зритель шагает, находясь на просторах харизматичного моря Сент-Марье. Таким образом, автор вносит некоторый философский посыл в свою работу.

Многие произведения станковой живописи являют нам не только собственный образ, но так или иначе отражают образ своего создателя. В автопортрете непосредственно виден его внешний облик, то раскрывающий, то заслоняющий собою внутренний мир, но всегда намеренно представленный зрителю. Однако чаще художник проявляется в произведениях не столь явно. Его может обнаружить выбор сюжетов, характеристика персонажей, какой-то иной ракурс авторской точки зрения. В ряду этих зримых, но неявных присутствий особенно заметно личность художника может выразить его обостренная чувствительность к форме.

Это редкое качество подчас ошибочно смешивают с так называемым «авторским почерком», которым обладают многие мастера и который, как правило, отражает лишь сложившуюся художественную манеру автора. Однако, сверхчувствительность к форме, и прежде всего, когда это качество начинает доминировать в художнике, превращает его неповторимо-индивидуальную выразительность в одно из основных содержаний картины. И это уже не почерк, не привычная авторская позиция или поза. Это какое-то предельное погружение в форму, в язык искусства и выражение своего восприятия жизни в этом, по сути, экстремальном состоянии.

Наверное, самым поразительным примером такого самовоплощения в живописи стало творчество Винсента Ван Гога. Известно, как полно и глубоко свидетельствуют о жизни этого художника его знаменитые письма. Но даже если бы они не дошли до нас, всеобъемлющий портрет Ван Гога остался бы запечатленным в его картинах. Всматриваясь в них сегодня и представляя себе тот путь формального экспериментаторства, на который изобразительное искусство устремилось в самом начале 20 века, можно ясно увидеть, насколько живопись Ван Гога оставалась в рамках натурной традиции. И дело даже не в том, что основным мотивом его картин была жизнь природы и человека. Главное, что каждая из них переполнена непосредственными впечатлениями от натуры.

Но, в отличие от импрессионистов, его восприятие явно не было настроено на объективно-описательный лад. С самых ранних работ Ван Гог драматизирует натуру, наделяет ее какой-то внутренней сюжетностью, характерностью. Можно сказать, что зримая реальность одушевляется в мировосприятии Ван Гога. И в его живописи это находит не внешнее символическое выражение, а прежде всего изменяет структуру изобразительной формы, именно ее наполняя метафоричностью. Метафоры здесь рождаются в усилении цветовых контрастов, нагнетаются форсированной пластикой и арабесками линий, становятся почти осязаемыми в необычайно динамичной разработке фактуры.

При этом Ван Гог не «размышляет с кистью в руке» подобно Сезанну, который длительно, шаг за шагом исследовал пути гармонии в композиции. Ван Гог стремительно атакует натуру на полном накале поэтического вдохновения и выражает ее «в соответствии со своим собственным характером и темпераментом». Так возникает на его холстах сплав натуры природной и натуры самого Ван Гога. Сплав, рожденный необузданностью романтического мироощущения и предельным обострением его художественных способностей – чувствительности к форме и воли к ее организации.

Последнее качество в наибольшей степени отражает интеллект живописца. Удивительно, но Ван Гога в этом аспекте обычно не рассматривают, хотя и отдают дань широте его взглядов и интересов в общечеловеческом плане. Наверное, это объясняется тем, что традиционно всякого художника воспринимают и осознают по «основному» содержанию его произведений. Если он создает образы, уже на первый взгляд отстраненные, аналитические, как тот же Сезанн, — его определяют в художники-интеллектуалы, зачастую проходя мимо напряженной эмоциональности, которая остается в глубине его живописи. С Ван Гогом происходит ровно наоборот. Здесь зрителя захватывает авторская страстность, и потому он уже не обращает внимания на то, как Ван Гогу удается добиться чисто живописной гармонии, композиционно уравновесить всю эту безудержную динамику форм, сохранить декоративную целостность картины. Но все это, конечно, реализуется не само собой и не за счет какой-то всеобъемлющей интуиции. Собирает произведение разум мастера. И чем более выразительны малейшие оттенки его изобразительного языка, тем больше интеллектуальных усилий требует их организация. Осознать это можно, лишь погружаясь вслед за создателем произведения в глубины формотворчества. Только тогда проявляются и подлинный масштаб его личности, и вся полнота художественного образа.

Но каждое такое погружение становится испытанием для нашего восприятия. По-существу, здесь нет установленных правил и четких ориентиров. Можно опираться лишь на собственный зрительный опыт, который никогда не бывает достаточным при встрече с серьезным произведением и всегда готов превратиться в инерцию старых впечатлений.

Порой картина просто захватывает нас своим настроением, как вангоговское «Море в Сент-Мари». Однако восприятие рано или поздно пресыщается подобным состоянием безотчетного наслаждения и начинает «проскальзывать» по поверхности образа. Движение вглубь требует отстраненности от этих первых впечатлений. Мы еще вернемся к ним, но пока лучше немного отступить и взглянуть на картину более широким взглядом.

К примеру, можно обнаружить, что среди многочисленных пейзажей Ван Гога крайне редко встречаются морские виды. Первые из них относятся к совсем раннему этапу его творческого развития, а в период расцвета он лишь однажды обратился к этой теме, в июне 1888 года, спустя несколько месяцев после переезда из Парижа в Арль. Это были, наверное, самые многообещающие и счастливые месяцы в драматической жизни Ван Гога. Свершилось то, к чему он стремился все последние годы: в Париже он окончательно сформировался как художник и попал в среду настоящего, хотя пока и далекого от признания искусства. Материальная поддержка брата дает ему теперь возможность переехать сюда, на юг Франции и писать ослепительную природу Прованса. Как-то раз Ван Гог выбирается в рыбацкую деревушку Сент-Мари-де-ла-Мер, чтобы увидеть Средиземное море и пишет здесь несколько пейзажей, в том числе и рассматриваемый сейчас нами.

С первого взгляда на «Море в Сент-Мари» может показаться, что морская стихия – это идеальная тема для живописи Ван Гога с ее бурной выразительностью и романтическим одушевлением натуры. И тем интереснее становится тот факт, что морской мотив остался лишь кратким эпизодом в его пейзажном творчестве. Объясним ли он только стечением жизненных обстоятельств, или за ним открывается нечто, уточняющее художественную позицию Ван Гога? Последний вопрос особенно важен, хотя и требует некоторого возврата в русло общих рассуждений.

Как уже отмечалось, несмотря на всю вольность его изобразительного языка, это был язык предметной живописи, который не только отражал или преображал натуру, но и во многом развивался из ее форм. Как истинный голландец, Ван Гог видит и мыслит предметно, а потому он не склонен ни к существенному абстрагированию от натуры, ни тем более к полному отрыву от нее. И именно в этом отношении «Море в Сент-Мари» отличается особенным для него сочетанием зрительной иллюзии и декоративной зрелищности: краски то пропадают «в белой рьяности волн», то проявляются в какой-то роскошной вещественной хаотичности. Вблизи, на переднем плане (который охватывает больше половины холста) море, как будто, само затягивает взгляд в пучину беспредметного, и из нее выступает отвлеченное, почти абстрактное красочное месиво. В этом ощущаются какие-то необычные для Ван Гога безмятежность и эстетство.

Контрастом для подобных декоративных «вольностей», их художественной компенсацией в этом пейзаже становится усиление внешней романтизации образа. Гибкие, упругие линии ближайших лодок, их заостренные, словно акульи плавники режущие пространство паруса – вся эта небольшая, но очень собранная, жесткая форма создает противостояние грандиозной и аморфной массе моря. И в образе этого смелого противостояния человеческого дела бессознательному движению стихии присутствует столь явный романтический пафос, что на память приходят сюжеты так восхищавшего Ван Гога Делакруа.

Конечно, рассмотренным сопоставлением данный пейзаж далеко не исчерпывается. В нем есть и совсем иная по характеру череда парусников, растянувшаяся по всей линии горизонта. Она написана легкими, почти бесплотными касаниями кисти по неподвижной синеве морских далей. Этот план утончен и мечтателен, но такое состояние достигается уже не с помощью внутренних или внешних живописных метафор, а средствами прямого предметного повествования.

Так или несколько иначе может быть увиден этот морской пейзаж. Он не просто сюжетно исключителен для творчества Ван Гога. Он очень интересен своим художественным разнообразием, что, несомненно, говорит о его экспериментальном характере. Своеобразие натуры, состояние душевного подъема и свободы не могли не отразиться на холсте. «Море в Сент-Мари» стало одной из самых внутренне безмятежных и романтически-мечтательных картин художника и, кроме всего, очень близко подвело его к границам беспредметной живописи. Но ни тот, ни другой путь не соответствовали магистральным направлениям развития его искусства. По-видимому, и морской мотив как таковой не вызвал продолжительного интереса у Ван Гога, который в ином случае мог бы им воспользоваться по памяти (как он это делал не раз). Можно предполагать, что безбрежная масса воды показалась ему слишком податливым, неопределенным материалом. Что для его динамичной разработки формы нужна была более устойчивая, архитектоничная среда. Или, быть может, он увидел предметно-повествовательную ограниченность морского пейзажа… И каждое из этих предположений даст нашему взгляду какую-то новую, дополнительную точку зрения на творчество художника, а поиски ответов расширят восприятие формы и образа его картины, все далее углубляя нас в познание живописи.

Живописная картина Ван Гога “Море в Сент-Марье” представляет собой пейзаж довольно напряженный и порывистый. Большую часть полотна занимает изображение пространства моря. Водная поверхность вырисована как неспокойный, бурливый поток водной энергии, морской стихии.

Мазки, изображающие волны, нанесены густым слоем масляной краски, холст перегружен, а динамика картины предельна.

Картинная плоскость максимально точно передает разнонаправленное и непримиримое движение воды. Море неспокойно, энергия его глубин вышла на поверхность и тревожит небольшие и, можно сказать, крохотные парусные лодки, крохотные в сравнении с общим водным пространством.

Море выступает центральным образом и захватывает зрителя своим неустанным движением, в котором чувствуется внутренняя жизнь, порыв, усиленное дыхание и стремление существовать. Море являет собой силу, бесконечное возвращение, бесконечный тихий поток, сродни потоку сознания.

Море в Сент-Марье многоцветно и многогранно. Небо почти столь же изменчиво и колористически неоднозначно. Два пространства как будто сливаются одно с другим: небо отражает импульсы моря, а водная стихия вздымается ввысь, пытаясь достичь и пронзить небо, насытить воздух влагой и разбудить ненастье, растревожить окружающий мир и вызвать бурю.

Белоснежные паруса многочисленных лодок оживляют картину, насыщают ее правдой момента, неподдельностью переживаемого.

Красочные штрихи нанесены так, как будто их изобразил сам ветер: порывисто и скоро. Основной образ моря смотрится одновременно раздроблено и цельно. Это не игра, не просто картина – это воздух, это часть самой жизни, ради которого ты, возможно, и существуешь, живешь, чтобы увидеть это море, эти краски, эту сиюминутность жизни. Отчаянно быстро, отчаянно скоро проносится время, проходит жизнь. Окружающая действительность и расцвечивающие ее краски – все изменяется прямо на глазах.

Море, как и время, смешивает краски, сталкивает свет и тень, извлекая из этого новые образы и пространства.

Море – это пространство неустойчивости, вечного движения, вечного перерождения. Изображение словно рвется вовне, ему недостаточно размеров холста. Море оказывается невозможным замкнуть в какие-то строго определенные рамки, оно неудержимо рвется за пределы сковывающих его границ.

Макушки парусов упираются в края картины так, словно бы ощущая тесноту холста. Подобное изображение напоминает фотоснимок, который захватил главное, не фокусируясь на чрезмерной детализации.

Духи оптом по адресу — http://xn--80adxhks.sale/