Картина Питера Пауля Рубенса Соломенная шляпка - Питер Пауль Рубенс
Картина Питера Пауля Рубенса Соломенная шляпка

Картина Питера Пауля Рубенса Соломенная шляпка

Перед нами картина великого Рубенса – «Соломенная шляпка» или, как иначе ее называют – «Портрет Сусанны Фоурмент». Невзирая на тот факт, что на изображаемой женщине отнюдь шляпа не из соломы, а из фетра, картину называют именно «Соломенная шляпка». Отчего же? Дело все в том, что написание слов «солома» и «фетр» во французском языке имеют схожесть, и человек, который составлял опись полотен, попросту ошибся в написании – ошибка и дала название этой великолепной картине.

Изображена здесь отнюдь не светская дама, а одна из близких родственниц художника. Это никто иная, как старшая сестра его второй жены. Изображение Сусанны Фоурмент можно встретить на нескольких полотнах живописца. На момент написания картины она была замужней женщиной, что можно заметить по кольцу, одетому на указательный палец ее правой руки – картина эта является ее свадебным портретом.

Композиция довольно проста – портрет выполнен в пояс, лицо повернуто к зрителю на три четверти. Но насколько насыщенны цвета и краски, какая удивительная пышность тканей и игра света! Рубенс с большим вдохновением, собственноручно писал этот портрет (что немаловажно для современников, ибо всем известно, что многие полотна в его мастерской дописывались и подрисовывались его учениками, не менее талантливыми художниками).

Шляпа — столь характерная деталь в данном произведении, что часто из его названия вообще опускается слово «дама». Сколько поколений зрителей слышало, читало в книгах, рассматривало картину с этим названием, не «спотыкаясь» о его несуразность! Разве шляпка здесь соломенная, тем более с таким пером? Конечно же, это роскошная фетровая шляпа, модная в XVII веке. Рубенс и себя не раз писал в ней. Ошибка в названии возникла в XVIII веке во Франции, где в одном из каталогов работ художника полотно было записано: «Le Chapeau de Paille» («Соломенная шляпа»). Это, конечно же, описка: вместо «paille» должно быть «poil» (с французского — «фетр»).

На картине Питера Пауля Рубенса Соломенная шляпка изображена прекрасная женщина — Сусанна Фурман, дочь антверпенского торговца гобеленами и шелком, вышедшая замуж. Мастер написал ее свадебный портрет с обручальным кольцом, которое привлекает к себе внимание и могло бы, как и шляпа, фигурировать в названии в качестве отличительной детали работы.

В 1630 Рубенс взял в жены ее младшую сестру Елену. Он создал столь же восхитительный портрет супруги в подобной шляпе, где ее никто не назвал «соломенной»!

Черная широкополая шляпка, слегка затемняет личико девушки, что создает удивительные рефлексии на лице Сусанны, полутени. Художник так умело и мастерски играет светом и красками, изображая и лицо ее, и бархатные складки платья, что невозможно с равнодушием разглядывать эту картину. В ней течет жизнь, свежесть и молодость! На голубом фоне, похожем на свободное небесное пространство, фигура девушки кажется ещё ярче и привлекательнее, легче и воздушнее.