Пейзажная живопись Питера Пауля Рубенса — кульминация развития фламандского искусства 17 века. В этот период закладывались основы общественного сознания, свойственного зарождающемуся Новому времени, когда в изобразительном искусстве Западной Европы происходило активное переосмысление более ранних взглядов на взаимосвязь природы и человека. В пейзажной живописи того времени природа рассматривалась в обобщённом виде, где тесно переплетено живое и неживое.
Пейзаж «Возчики камней» Питера Рубенса — гимн величию и могуществу титанических сил природы. Здесь все в движении: громоздятся скалы, покрытые буйной растительностью и обвитые цепкими корнями великанов-деревьев, чьи извивающиеся стволы и купы листьев кажутся живыми и трепетными; мчатся по небу темные облака.
Динамику усиливает контрастное сопоставление розоватого света последних лучей солнца, заливающего скалы справа, и холодного лунного освещения в левой части картины; это сочетание как бы символизирует вечную смену дня и ночи.
Стремясь подчеркнуть общий драматизм пейзажа, художник помещает на переднем плане возчиков камней, занятых своим нелегким трудом.
Изображение крепких и сильных людей в момент огромного напряжения органически входит в общую картину природы.
Пейзажи Рубенса поражают необычайным богатством колорита, эффектами освещения, передачей глубины пространства и объемностью форм. В построении пространства Рубенс сочетает воздушную и линейную перспективу.
Он чередует по-разному освещенные и различные по окраске планы, в глубине картины цвет светлеет, красочный слой делается прозрачнее. Противопоставляя горизонтальным пластам почвы вертикали деревьев, художник в то же время смягчает углы плавными изгибами стволов.
Таким образом все планы оказываются взаимосвязанными, а композиция объединенной в совершенный по своей законченности декоративный ансамбль.
Рубенс делал много этюдов с натуры, в его пейзажах каждая деталь жизненно правдива, но все они подчинены единому стремлению мастера создать обобщенный, синтетический образ природы.
В картине «Возчики камней», как и в других пейзажах Рубенса, окружающий мир предстаёт в виде единой, могучей и грозной силы. В центре виднеются тяжёлые нагромождения скал и каменных глыб, густо покрытых мощными корнями высоких деревьев, неровные стволы которых находятся в постоянном, вечном движении. Такое же непрерывное движение происходит и на небе, где лучи заходящего солнца уже сменяет восходящая полная луна. На переднем плане художник показывает людей — это камневозы, занятые своим тяжёлым трудом. Расположение элементов картины, сочетающее в себе горизонтальную и вертикальную перспективу, придаёт пейзажу ощущение объёмности и глубины, как на трёхмерном изображении.
Изображая мощь и силу природы, живописец вводит в картину мотив преобразовательной людской деятельности: человек здесь предстаёт не пассивным существом, а активным содеятелем окружающего мира, непосредственным участником происходящих в нём процессов. Такое мировоззрение, получившее развитие ещё в конце эпохи Средних веков, стало преобладающим в западноевропейском искусстве более поздних столетий.