Картина Петра Кривоногова Защитники Брестской крепости - Русские художники
Картина Петра Кривоногова Защитники Брестской крепости

Картина Петра Кривоногова Защитники Брестской крепости

Художник Пётр Кривоногов (1910–1967), ученик Исаака Бродского и Константина Юона, в действующей армии прошёл всю войну — от Москвы до Берлина. Там и нашёл своё призвание — баталист. Он стал настоящим летописцем Великой Отечественной и по праву первым получил Золотую медаль имени М. Б. Грекова, которую присуждают за лучшие произведения в изобразительном искусстве на военную тему. Путь художника был тернистым: отец погиб в Гражданскую, несколько месяцев Кривоногов беспризорничал… Талант не дал ему пропасть. Он поступил на рабфак искусств при Академии художеств в Ленинграде, затем — в институт живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской академии художеств. Нашёл себя. И сегодня без кривоноговских картин невозможно представить себе хронику Великой Отечественной. Они помогают эмоционально пережить историю сражений.

Петр Александрович Кривоногов – художник-баталист, чьи картины стали классикой батальной живописи и изобразительной летописью Отечественной войны. Полотна входят в коллекцию русского реалистического искусства. П. А. Кривоногов являлся членом художественной студии военных художников, специализировался на военной тематике и агитационно-военной графике. Через год после завершения учебы, в 1940 году он был зачислен в ряды Красноармейской студии, совершив вместе с войсками путь от Волоколамска до Берлина.

Во время войны Петр Александрович активно и с удвоенной силой делает множество набросков и графических работ. Большую их часть составляют портреты солдат, с которыми художник прошел пол-Европы. После, при создании полномасштабных изображений, это помогает ярко, достоверно и единообразно эмоциональным самоощущением воссоздать страшные, решающие судьбу всего мира, сражения.

Одна из картин, прославляющих подвиг русских войск – «Защитники Брестской крепости». Полотно было написано в 1951 году. Материал для запечатления одного из самых грандиозных и ожесточенных боев собирался тщательно, по крупице, и потребовал долгого и внимательного изучения. Это было невероятно сложно, так как П. Кривоногов был первым, кто обратился к тематике защитников Брестской крепости. Подвиг героев не был описан и упомянут ни в литературе, ни в искусстве. Петр Александрович провел много времени непосредственно на самом поле боя. Среди руин крепости были сделаны сотни зарисовок и этюдов.

На законченном полотне Петра Кривоногова Защитники Брестской крепости художник изображает момент боя у Тираспольских ворот. В далёком 1941 году, 22 июня, солдаты Брестской крепости продемонстрировали наступавшему захватчику небывалое мужество и легендарный героизм нашего народа. На картине запечатлён самый острый момент боя. После месяца осады от защитников крепости осталась горстка израненных и измученных бойцов.

Запятнанная в крови и грязи одежда, белые повязки, скрывающие ранения и тела падших собратьев по оружию на баррикадах. На первый взгляд типичная военная драма находит новое развитие и перспективу. П. Кривоногов обогащает момент всеобъемлющими деталями и цветовыми решениями. Остатки гарнизона не безликая масса, а единого, устремленного к победе, военного братства. Решительность, застывшая в лицах защитников, бесстрашно бросающихся навстречу вновь наступающим немецким войскам.

Показательным символом непоколебимой стойкости защитников служат красные знамена – одно гордо развивающееся на заднем плане, а другой – на переднем плане с красноречивой надписью «Да здравствует коммунизм!». Кусочек голубого неба, видный сквозь облака, и лучи солнца, разделяющие две противоборствующие стороны, и скользящие по стенам крепости, тоже привносят чувство надежды на лучшее, на торжество мужества и стойкости советских войск.

Подвиг защитников Бреста не сразу стал известен всей стране. Первое сообщение о героической обороне появилось в советской прессе только летом 1942 года… Героев находили десятилетиями… Среди тех, кто не допустил забвения великого подвига первых дней войны, рядом с именами писателей Сергея Смирнова и Константина Симонова по праву стоит имя художника Петра Кривоногова, начавшего работу над грандиозным полотном в 1950 году.

Художник показал бойцов в разгар обороны. Над крепостью ещё развивается красный флаг. В дыму и пламени трудно отличить живых от мёртвых. В бой идут, не считаясь с ранами. Все сражаются, все бьются за Брест, за Родину, охваченные одной идеей — не пропустить врага. Не забыть гневное лицо раненого бойца, который вот-вот бросит гранату. Из последних сил, но с необоримой внутренней мощью. Мы знаем: все они погибнут. Погибнут в те дни, когда враг казался всесильным. Хотя именно они сломали представление о непобедимости гитлеровской армии. И есть в этой трагической картине дух Победы. Ведь такие художники, как Кривоногов, восстановили правду подвига и превратили Брестскую крепость в символ непревзойдённой стойкости Красной армии.