Картина Пьера Огюста Ренуара Девушки за фортепиано - Ренуар Пьер Огюст
Картина Пьера Огюста Ренуара Девушки за фортепиано

Картина Пьера Огюста Ренуара Девушки за фортепиано

В настоящий момент один из эскизов картины находится в Санкт-Петербургском Эрмитаже. История ее создания несколько отличается от привычных работ Пьера Огюста Ренуара.

Все началось в 1891 году, когда Анри Ружон, директор Департамента Изящных Искусств во Франции, обратился к художнику с просьбой предоставить ему работу для музея в Люксембурге. Тогда Ренуар взялся за создание ряда полотен, выдержанных в одной тематике. Одной из таких картин стала работа «Девушки за фортепиано», которую критики посчитали незаконченной.

Дело в том, что зрителю может показаться, будто на картине не хватает насыщенности и прорисованности линий, однако стоит отметить отсутствие каких-либо стандартов в творчестве. Этим и воспользовался Ренуар, когда предоставил картину на выставку. Если рассматривать ее с точки зрения профессионала, здесь актуальна некая прозрачность и невесомость композиции, что достигается присутствием теплых, но не едких красок.

«Девушки за фортепьяно» написана Пьером Огюстом Ренуаром в 1891 году по заказу Люксембургского музея, полученному благодаря его другу Стефану Малларме.

Подобная ответственность, прежде не слишком знакомая художнику, который начнёт получать достойное признание лишь через несколько лет после написания «Девушек за фортепьяно», чрезвычайно сильно на него давила.

На данный момент известно о существовании не только нескольких версий картины, но и о её набросках, что подтверждает гипотезу о том, что написание на заказ, а тем более для государственного учреждения, сковывало свободного творца.Первое, что бросается в глаза при взгляде на картину – детализированность (выраженная при этом не в чётких фигурах и линиях), не характерная для раннего творчества Ренуара. Связано это сразу с несколькими вещами:

Художник старался выполнить заказ музея настолько хорошо, насколько это вообще было возможно, и поэтому скрупулёзно улучшал каждый сделанный им мазок.

К этому времени Огюст Ренуар всё больше отходит от импрессионистической живописи к классической. Творческие поиски, однако, приводят его не к стандартному классицизму – теперь это скорее его собственный стиль, смешение наиболее близких его душе черт импрессионизма и классицизма, своеобразная визитная карточка Ренуара.

На полотне развернулась семейная сцена – две девочки, скорее всего сёстры, увлечённо изучают музыкальные ноты для игры на фортепьяно в своё свободное время. При этом заметны их изысканные наряды и причёски, а также богатое окружение – художник запечатлел характерную для XIX века повседневность французских буржуазных семей.

Но, как ни странно, это совсем не раздражает рядового зрителя. Добиться такого эффекта удалось при помощи выбора особой цветовой палитры и нескольких стилистических приёмов.

Можно заметить, что эпизод не статичен – в воздухе чувствуется плавное движение, достигнутое при помощи определённого направления форм и мазков. Глаза смотрящего постепенно перемещаются по произведению искусства – с левой стороны на правую – и замечают, как формы мягко перетекают одна в другую.

Линии картины в итоге сходятся у фортепьяно – даже фигуры, кисти рук и взгляды девочек направлены именно в эту сторону, сходне драпировке на шторе и платье светловолосой барышни.

Великолепные интерьеры не выглядят «кричащими» благодаря деликатным, тёплым и точно невесомым оттенкам. Они, подобно формам на этой картине, также переливаются один в другой – и именно из-за подобной переливчатости данный период в живописи Ренуара был назван «Перламутровым».

Автор создаёт цельную цветовую вселенную – медовые рефлексы и отсветы на шторах и волосах девушек, деликатные тени на их убранствах вместе сплетаются настолько гармонично, что вряд ли к ним можно что-то добавить так, чтобы не нарушить покоя.

«Девушки у фортепьяно» — идеальное воспроизведение жизни французских буржуа современности Пьера Огюста Ренуара. Но одновременно это и практически совершенный мир, где, как кажется при взгляде на полотно, есть место только всему самому светлому и любящему.

Ренуар также не стал перегружать полотно четким контуром фигур и наличием дополнительных атрибутов. Таким образом создается впечатление некой целостности изображения как отдельного эпизода из жизни, в котором все гармонично: и красное платье одной из девушек, и ваза с цветами, плавно переходящая в музыкальный инструмент, и отсутствие трехмерности.

Важно отметить, что именно эта картина стала первой в жизни творца, которую выкупили для государственного собрания. На тот момент Ренуару исполнилось 50 (!) лет. За время своего существования полотно успело перекочевать в Лувр, затем в национальную галерею Же-де-Пом, а после в музей Орсе, где и находится по сей день.

Говоря о художнике, стоит отметить его большую популярность среди состоятельных граждан того времени, поскольку Ренуар отличался характерным стилем светской Франции в своих работах. Он много рисовал на подобную тему, в том числе и данную картину.