Картина Пьера Огюста Ренуара Ребенок с кнутиком - Ренуар Пьер Огюст
Картина Пьера Огюста Ренуара Ребенок с кнутиком

Картина Пьера Огюста Ренуара Ребенок с кнутиком

Свою картину «Ребенок с кнутиком» Пьер Огюст Ренуар написал в 1885 году, в пору, когда ему самому исполнилось уже 44 года. В это время художник уже был состоявшимся живописцем, картины его были широко известны, а дарование признавали все.

Интересно, что маститые художники либо не писали детских портретов вовсе, либо их полотна показывали уменьшенных взрослых, не раскрывая богатый и своеобразный мир ребенка.

Ренуар писал детей совершенно иначе. Дети в его картинах живут своей жизнью, на детских лицах детские эмоции, в глазах – любопытство и шаловливость, присущая младому возрасту, а все полотно не терзает сознание несоответствием написанного образа и настоящего ребенка.

На этом полотне Ренуара изображен портрет ребенка в полный рост. Видно, что малыш из состоятельной семьи – аккуратные туфельки, завязанные бантом, гольфы, легкие одежды , не сковывающие движений. Но главное в портрете, конечно, не это.

Особенно художник выделил лицо ребенка, написав его контрастной реальностью по сравнению с самой одеждой и окружающей природой – они написаны легкими, небрежными мазками.

Созерцая картину, создается ощущение, что маленький человек ждет вопроса или обращения. Он был занят своими важными делами- играл с кнутиком, но остановился на минутку, чтобы узнать- чего хотят от него эти непонятные взрослые. Конечно, взрослые окликнули его из-за какой-то ерунды, ведь им не понять, насколько занят герой картины. Именно поэтому так сложены детские губы и так напряжен взгляд.

Ренуар искал в каждом лице, взгляде, натюрмортном наброске что-то прекрасное, исполненное красок и света. Вот и применительно к этой картине, можно сказать, что она очень лучиста и приятна глазу. Когда Ренуар создавал её ему было сорок четыре года. Это был расцвет его творчества и мастерства. Чувствуется уверенная поставленная рука художника, особое видение, вдохновляемое каждым прожитым мгновением.

Художники редко изображали детей, либо стремились изобразить их таким же образом, каким они создавали портреты взрослых. Зачастую именно так и создавались изображения детей. И выглядели они, как правило, похожими на маленьких взрослых. В картине Ренуара портрет девочки – это именно детский портрет. Художник рисует ребёнка, таким, каков он есть. Девочка изображена с кнутиком, что подчёркивает игровой настрой, и придаёт ещё большую «детскость» полотну. Портрет девочки выписан во весь её небольшой рост. Девочка одета в летнее лёгкое платьице, с подробно прорисованными лиловатыми тенями. И даже изящные бантики на детских ботиночках нежно голубого цвета с лиловатым отливом. Всё подобрано в тон и выглядит довольно элегантно. Красивый пышный воротничок убран кружевами. На нём выразительно смотрятся густые вьющиеся локоны. Кнутик в правой руке девочки несколько отличается по цветовому решению и смотрится ярким пёстрым пятном. Полотно выписано «рвущимися», струящимися мазками. Ренуар в своей работе использует множество разнообразных оттенков, но картина от этого не пестрит и не давит своей колористической насыщенностью. По всей видимости, девочка гуляла, увлечённо играя по саду, бегала по искрящейся всеми цветами дорожке, порхая как бабочка, весело перебирая в руках кнутик, которым вполне можно управлять какой-нибудь доброй покладистой лошадкой.

Разнонаправленные мазки создают ощущение движения воздуха. Картина очень тёплая. И не только потому, что решена она в тёплой цветовой гамме с использованием красок пастельной палитры. Но самим настроением, которое так и несётся с картины потоками света и обворожительной свежести детского образа. Детский образ так и светится. Картина заражает своим положительным воздушным настроением.

Дорожка написана гладкими, светлыми, «игристыми» мазками. В то время, как цветы на дальнем плане написаны более густо и плотно, так что видны излишки краски, и картинная поверхность смотрится «шероховатой», «пористой», дышащей. От этого возникает ощущение неоднородности изображения, его нестатичности, «подвижности».

В отличие от других полотен Ренуара, в данной работе не встретишь резко выраженных контрастов и переходов. Всё настолько воздушно и невесомо, что здесь не может быть густоты теней и тяжести от детальной прорисовки. В картине нет ничего утяжеляющего, излишней нюансировки. Всё смотрится гармонично и целостно. В гармонии находится и колористическое решение полотна. Сам сюжет картины одновременно прост и сложен. Здесь нет резких контурных линий и жёсткости силуэтов. Несмотря на это силуэт ребёнка прорисован более явно, между тем, как задний красочный план, невзирая на свою пестроту несколько смазан и неточен, как будто заволочен тёплой радужной дымкой. Художественный язык полотна притягивает своей открытостью. Это своего рода частичка детства, как будто частичка лета заискрилась на холсте. Взгляд девочки открыт, чист и вместе с тем глубок. Художник рисует перед нами искренние чувства, непосредственность детского восприятия жизни. Детство – это острота чувствования, когда для тебя всё новое и ещё совсем непонятное. Это первозданность всех эмоций и переживаний. Главное отличие детства – это его игровое начало, которое распространяется на всё вокруг, это и стремление всё обыграть и воспринять, как несерьёзное, как шуточное и ненастоящее. Этот, своего рода, мотив «игры» прослеживается, так или иначе, в структуре и композиции полотна: это и игра светотени, и радужное искрение цветов и их разнообразных сложных оттенков, и игра солнечных зайчиков в световоздушной среде, в которой особым образом преломляется свет и распространяется на всё вокруг пучками многоцветной энергии. Тёплые жёлтые пятна заполняют всё пространство полотна и зажигают его изнутри, придавая необычный объём изображению. Всё это создаёт впечатление, что работа не ограничивается лишь узкими рамками картины, а живёт далеко вовне.

Интересно, что точного ответа на вопрос – кто же изображен, мальчик или девочка, нет. Длинные локоны, платье до колен, темные ботиночки – так в период написания картины одевали и девочек, и мальчиков этого возраста. Однако, каждый ответ дает картине свой оттенок увиденного. Если на картине девочка, то это маленькая, решительная властительница.

Недаром в ее руке кнут, волосы распущены, а вся поза, и даже сжатый кулачок, говорит об уверенности и решительности. Такие свойства характерны для мальчика. Если это мальчик, то контрастно смотрятся кружевные воротнички, нежное платьице, длинные кудри.

Ренуар умел заинтриговать и приковать к своим творениям почитателей.