Первый из основных представителей импрессионистов, кто стал мастером светского портрета и снискал популярности у богатых парижан. Используя контрастную игру светотени, которая делала изображения на его картинах почти скульптурными, создал такие шедевры, как «Качели», «Обнаженная», «Ложа», «Тропинка в высокой траве». Отдельное место в творческом наследии Ренуара занимает портрет актрисы театра Комедии Франсез Жанны Самари. С ней Ренуар познакомился, когда той было 20 лет у мадам Шарканье, портрет которой тоже рисовал.
Художник был очарован красотой актрисы, ее светлой кожей и рыжими волосами. Внешность Жанны великолепно можно было бы изобразить именно кистями и красками великого французского художника. Всего было написано 4 портрета Жанны Самари, которые не только обессмертили красоту актрисы, но и сделали ее символом для кокетливых и изысканных парижанок.
Огюст Ренуар был художником-импрессионистом, мастером светского портрета с налетом сентиментальности. Основное место в его творчестве занимали женские портреты – чаще всего он писал верхушку парижского общества, знаменитых и состоятельных дам. Так, в 1870-х его главной моделью стала прекрасная актриса главного парижского театра Жанна Самари.
Всего Ренуар написал несколько изображений Жанны, отличающихся цветовой гаммой, размерами и общим настроением. Наиболее выразительным (и самым импрессионистическим) считается поясное изображение.
На выразительном розовом фоне изображена красивая молодая девушка. Ее волнистые рыжевато-каштановые волосы уложены в высокую прическу, открывающую длинную лебединую шею. Некоторые непокорные прядки выбились из прически, создавая эффект элегантной небрежности. Изумрудно-зеленое платье маняще обтягивает фигуру, подчеркивая линию плеч. Корсаж оттеняют бутоны цветов – красный и белый. Одна бретелька платья опустилась, подчеркивая округлость нежного плечика. Подбородок девушка изящно опустила на левую руку, украшенную замысловатым браслетом.
Лицо актрисы по-настоящему красиво: четко очерченные сочные алые губы, прямой аккуратный нос, легкий румянец на белоснежной коже. Но самой большой притягательностью обладают глаза: бездонные, бархатно-карие, они глядят на зрителя с невыразимой неутолимой тоской.
Великолепный психологический портрет раскрывает всю глубину характера героини. Красивая, харизматичная, кокетливая и ветреная – такой она предстает в глазах поклонников и случайных знакомых. Но на самом деле сердце девушки полно скрытых печалей, неутоленных желаний, неясного любовного томления.
Легкая сознательная небрежность в исполнении работы лишь усиливает этот драматический эффект: все линии лица и фигуры слегка размыты, из-за чего ореховые глаза Жанны выделяются на полотне особенно ярко, приковывая к себе все внимание зрителя.
Все портреты, хотя на них изображена одна и та же женщина, отличаются друг от друга композицией, колоритом и размерами. На них нужно смотреть с дальнего расстояния, как и на многие произведения импрессионистов, чтобы мазки слились воедино и создали тот образ, который хотел передать для нас художник.
В 1878 г. Ренуар создает третий, самый значимый и большой портрет актрисы, портрет в полный рост. Изысканная женщина в модном по тем временам розоватом платье с декольте и длинным шлейфом. Ее обнаженные руки по локоть в перчатках. Фигура женщины чуть наклонена вперед, как бы приближаясь к смотрящему на нее. Нежная, будто бы светящаяся кожа (о которой Ренуар говорил «Что за кожа! Настоящий солнечный луч»), контрастно выделяется на фоне богатого интерьера с пальмой и массивной подставкой сзади женщины. Краски плавно перетекают от одного тона к другому, изысканно сочетая цвет платья с рыжеватым цветом волос актрисы. Темно-синие глаза шаловливо и непосредственно смотрят на поклонников таланта Ренуара.
Судьба Жанны Самари трагична, она умерла в 33 года, но благодаря картинам художника, на которых запечатлен ее внутренний и внешний облик, актриса Жанна Самари навсегда оставит свой след в истории человечества.
«Я смотрю на портрет Жанны Самари, как я смотрел бы на портрет моей умершей сестры»- говорил Ренуар.