Картина Пьера Огюста Ренуара Танец в Буживале - Ренуар Пьер Огюст
Картина Пьера Огюста Ренуара Танец в Буживале

Картина Пьера Огюста Ренуара Танец в Буживале

Ренуар – французский художник, импрессионист, первый представитель этого направления, добившийся успеха у общества. Как и все импрессионисты пытался передать жизнь наиболее точно и полно – не только жизнь, но и свои от неё ощущения – считая, что она состоит из моментов и единственное, что может сделать человек, чтобы они не просачивались сквозь пальцы, это сохранять их всеми доступными средствами.

У картины Пьера Огюста Ренуара Танец в Буживале достаточно простой сюжет — на пыльном полу маленького сельского ресторанчика пара неспешно движется в танце: девушка в светло-фиалковом, почти белом, платье и кавалер в простой одежде и грубых ботинках. Лицо девушки повернуто к зрителю и тщательно вписано в красный капор на ее голове. Это психологический центр картины. Ее партнер позволил себе страстный взгляд, и, возможно, наглый комплимент, что огорчило девушку. Это уже открытый флирт, на который девушка еще не ответила. Лицо бородатого кавалера почти полностью прикрыто соломенной шляпой, поэтому невозможно точно указать, кто именно позировал Ренуару. Вероятнее всего это или сын владельца ресторана Ипполит-Альфонс Фурнез, или Поль Лот, известный повеса и искатель приключений. На заднем фоне заметен дешевый стол с кружками пива и непритязательным контингентом. Создается впечатление, что художник на скорую руку рисовал посетителей под деревьями, так как был сосредоточен на кружение пары на первом плане.

Для девушки позировала Сюзанна Валадон, сирота с Монмартра, которой хорошо были знакомы лишения и нищета. Она работала няней, служанкой, торговала овощами, затем была натурщицей, а потом стала первой женщиной-художницей, принятой во французский союз художников. Сюзанна была натурщицей у де Шаванна, Ренуара, Тулуз-Лотрека и некоторых других живописцев. Эта картина Ренуара, где еще нет драматической концовки отношений и разочарований, произвела хорошее впечатление и на Сюзанну. Она уговорила художника создать еще один вариант произведения, где ее портрет прорисован более четко.

В 1883 году Ренуар написал еще две работы, изображающие танцующие пары: «Танец в городе», и «Танец в деревне». Некоторые искусствоведы считают, что на этих работах художник персонифицируют сюжет своей более ранней картины «Бал в Мулен де ла Галетт» (1876). Примерно также поступил Ван Гог с картиной «Едоки картофеля», посвятив отдельную картину каждой паре ботинок своих персонажей.

Ренуар является известным художником с французскими корнями. Его работы написаны в направлении импрессионизма. По сути дела, именно Ренуар стал первым представителем данного течения, сумев добиться общественного признания.

В духе импрессионизма он старался показать в своих творениях жизнь с максимальной полнотой и точностью, с передачей собственных ощущений. Он считал, что жизнь наполняют миллионы моментов, и чтобы запомнить эти моменты, нужно фиксировать их всеми доступными способами.

В полотнах Ренуара можно наблюдать невероятную легкость, граничащую с подвижностью. Глядя на них, кажется, что в следующую секунду картины оживут, и момент, показанный на них автором, разовьется дальше.

Буживалем называется предместье Парижа с западной стороны. Именно это место получило название колыбели импрессионизма. Здесь много мастеров написали свои знаменитые полотна. Некоторые из них начинали в Буживале свой творческий путь.

Полотно «Танец в Бухивале» является второй по счету в единой серии, написанной Ренуаром. Первым полотном стал «Танец в городе», третьим и заключительным – «Танец в деревне». Вторая в серии картина показывает типичный танец в предместье. Летний столик в кафе. На стульях расположились наслаждающиеся отдыхом приезжие.

Кроны деревьев покрывает еще сочная листва. Автор передает в полной мере чувство радости и летних дней. В центре сюжета – отдыхающая пара. Девушка облачена в изящное платье розового оттенка, а на ее голове надета шляпа с цветами. Ее партнер активно ведет в танце. На нем рубашка и строгие брюки темно-синего цвета. Лицо прикрыто шляпой. Из-под нее виднеется лишь незначительная часть профиля и легкая борода. Девушка явно кокетничает с партнером, она поворачивает в сторону лицо, открывая его зрителю.

Его картинам присущи обычно легкость и подвижность, они словно готовы в следующее мгновение двинуться, развить момент, запечатленный художником.

Сам же Ренуар – человек, беззаветно преданный живописи. Об этом свидетельствует хотя бы то, что в конце жизни, парализованный и прикованный к инвалидному креслу, он все равно продолжал писать практически негнущейся рукой – сиделка вставляла кисть между его пальцами.

Буживаль – западное предместье Парижа, которое называют «колыбелью импрессионизма». Там многие мастера переживали подъем творческих сил и как бы новое начало.

«Танец в Буживале» – картина Ренуара, входящая в триптих, первая картина которого – «Танец в городе», а последняя – «Танец в деревне». «Танец в Буживале» же – средняя картина, танец в предместье, и об этом говорит все окружение. Столики летнего кафе, за которыми сидят смеющиеся люди, приехавшие отдыхать.

Покрытые свежей листвой деревья, общее ощущение лета и радости. Центральная же пара тоже явно из отдыхающих. На девушке платье с розовой отделкой, шляпка с цветами – такие принято называть «прелестная». Мужчина ведет, он одет в темно-синие брюки и рубашку, соломенная шляпа скрывает его лицо. Видно только бородку и часть профиля – лицо же девушки на виду. Она отворачивается от партнера, открываясь зрителю, но отворачивается не потому, что он ей неприятен – это милое кокетство.