Картина Пабло Пикассо Любительница абсента - Пабло Пикассо
Картина Пабло Пикассо Любительница абсента

Картина Пабло Пикассо Любительница абсента

«Любительница абсента» гениального Пабло Пикассо была представлена на суд зрителей в 1901 году. Надо сказать, что это была далеко не первая картина, изображающая абсент – столь популярный среди парижской богемы того времени напиток. Молодой Пикассо в каком-то смысле отдал дань тогдашней моде, посвятив ему одно из своих творений.

На картине мы видим типичный для того периода сюжет – одинокий человек в кафе. В случае с Пикассо эта усталая женщина, пьющая абсент. Как известно, он славится своим умением погружать людей в мир фантазий и галлюцинаций. Последним, кстати, и объясняется его популярность у творческих личностей. Полынный напиток был своеобразной музой многих художников и писателей той поры. Поэтому не исключено, что героиня картины также является человеком искусства.

Сухая, ломкая фигура, обхватив себя руками, чтобы окончательно закрыться от мира, погружена в иллюзии, навеянные полынной настойкой. В своих грезах героиня чувствует себя комфортно. Залог нескорого возвращения в реальность — полупустой бокал «напитка фей». Длинные тонкие пальцы модели, словно щупальца фантастического, неземного существа, обхватывают лицо и плечо. Сама она словно галлюцинация, нечеткая и изменчивая. Во взгляде отсутствует мысль, размышление, разум. Тихое созерцание, бессмысленное, скоротечное, снова и снова вызываемое новыми порциями абсента.

При внимательном рассмотрении, очевидно, что героиня готовилась к визиту в кафе: кокетливый локон спадает на лоб, на лице едва заметны следы макияжа. Что это? Робкая надежда на перемены в жизни? Правила приличия? Однозначно ответить нельзя.

Едва уловимая улыбка угадывается на желтоватом лице. Героиня уютно себя чувствует в своих нетрезвых иллюзиях. Одновременно с этим в работе угадывается некоторое напряжение.

Одиночество героини разделяют бокал с зеленоватым зельем и голубой сифон. Зеркало на стене отражает разноцветный мир, от которого так решительно отгородилась женщина.

Цветовая гамма работы очень контрастна. Сине-голубой борется с оранжево-коричневым. Мир иллюзий с реальностью. Линии фигуры четкие, контрастные. Окружение фигуры слегка размыто, зритель видит его глазами героини. Подобная игра с пространством создает иллюзию двойного присутствия героини.

Композиционно бокал и сифон с водой повторяют очертания героини. Они словно две стороны одного и того же, связанные неразрывно. Подобные ассоциативные связи ярко характеризуют все творчество художника.

Атмосфера картины насыщена ощущением борьбы между реальностью и иллюзиями. Трагичность ситуации заключается в том, что иллюзии убивают реальность, и сознание героини вскоре не сможет переносить реальности, окончательно сделав выбор в пользу фантастических видений, разрушающих способность мыслить, оценивать, жить.

Авторская позиция оформлена ясно — тревога и неуверенность. Эти два чувства, так характерны для человека 20 века, преподносятся зрителю в отвлеченном сюжете одной из самых выразительных и лаконичных работах великого мастера.

Впечатление от картины может сложиться довольно тягостное, т.к. изображенная сцена исполнена драматизма. Обреченный вид женщины выражает крайнюю степень одиночества и даже заброшенности. На это намекает и чересчур большая кисть правой руки – словно дама пытается обхватить и от чего-то защитить ею себя. Или, быть может, отгородиться от людей и всего этого мира. По лицу можно понять, что женщина глубоко погружена в свои мысли и находится где-то далеко за пределами этого кафе.

Вместе с тем у зрителя может создаться ощущение, что взгляд героини обращен прямо на него, как будто она изучает и пытается разгадать его. На губах женщины некое подобие улыбки, но улыбка эта не радостная, а скорее саркастичная. Лицо женщины угловатое, взгляд сумрачный и опустошенный. Тело ее застыло в своей неподвижности, даже как будто окаменело. И в то же время фигура выдает ощущение нервности и напряженности.

«Любительница абсента» Пабло Пикассо представляет собой полотно невероятной степени колористики. Столь контрастные краски были выбраны художником не случайно. Они призваны подчеркнуть контраст человеческой жизни и ее обстоятельств. Краски излучают, с одной стороны, внешнее спокойствие, а с другой – говорят о внутренней борьбе, происходящей в душе героини. Позади виден угол, который очерчивает темная полоса. Возможно, он символизирует жизненный тупик, в котором оказалась эта несчастная женщина.