Анализ картины Михаила Александровича Врубеля Портрет С. И. Мамонтова - Михаил Врубель
Анализ картины Михаила Александровича Врубеля Портрет С. И. Мамонтова

Анализ картины Михаила Александровича Врубеля Портрет С. И. Мамонтова

Настоящий художник должен уметь передать свои мысли, чувства и душевные переживания в своих работах. Он постоянно экспериментирует, ищет что-то новое, необычное. Это понимали многие мастера живописи, но далеко не у всех получалось это делать, как у Михаила Врубеля. Он отошёл от публицистического стиля. Художественные шедевры мастера не имели аналогов. Михаил Александрович пробовал свою кисть в разнообразных жанрах, среди которых, естественно, был и портрет. В самом конце девятнадцатого века Михаил Врубель пишет «Портрет С.И. Мамонтова». На нём изображён меценат и предприниматель Савва Иванович Мамонтов. Купец удобно расположился в своём кресле, как бы готовый начать разговор о каком-нибудь деле, приносящем доход. Он сидит в личном кабинете, справа от него стоит массивный деловой стол, на который меценат опирается левой рукой, небрежно выставив локоть вперёд. На Савве Ивановиче надеты белоснежная рубашка, чёрный дорогой костюм и чёрная лакированная обувь. На левом мизинце предпринимателя надет перстень, подчёркивающий его важность и богатство.

Взгляд Мамонтова весьма недобро смотрит прямо в глаза зрителя. У него мужественные усы и короткая жёсткая бородка. Суровость мецената Мамонтова сравнивается многими критиками с образами русских богатырей. Михаил Александрович имел перед собой цель добавить в эту работу гиперболичность и экспрессию. В облике предпринимателя наблюдается индивидуальность, поистине царский нрав. Художник хотел максимально передать эмоции и настроение. Это произведение искусства великого художника отражает совершенную выразительность структуры его творчества. Создавая образ Мамонтова, Михаил Врубель воплощал свои мысли и образы. Он не был привередливым к внешним данным людей. Из-за неусидчивости и быстроты Михаил Александрович оставил портрет Саввы Ивановича неоконченным.

Портрет «русского Медичи» остался незаконченным. Художник старательно формирует образ богатого промышленника и блестяще образованного человека. Из полутьмы кабинета на зрителя смотрит властный, уверенный в себе человек. Поза его выдает некоторую неловкость, которую герой всеми силами старается скрыть.

Детали, создающие интерьер, «работают» на образ благотворителя и покровителя искусств. Автору удается создать атмосферу артистического кабинета талантливого промышленника, отличный вкус и непростой характер. Все вместе — замечательный образец парадного портрета, который написан с необыкновенным уважением и пиететом. Автор искренне восхищен своей моделью, старается всеми силами подчеркнуть неординарность личности и творческий склад ума.

Искусство предполагает эксперименты, особенно такое, как живопись. Многие русские художники испытывали желание экспериментировать, но не все могли выражать свои внутренние чувства.

Творчество Михаила Александровича Врубеля показало, что художник отказался от работ в публицистическом стиле. Поток художественных инноваций отвергал существование аналогов шедевров Михаила Врубеля. Этот живописец – личность сугубо индивидуальная, которая живёт в мире ярких красок и реальности. На счету Врубеля множество работ разных жанров, в том числе и портретная тематика.

В 1897 году произошло создание портрета Саввы Мамонтова –мецената и предпринимателя. Купец Савва Иванович комфортно расположен в кресле, будто сейчас начнёт деловую беседу. Презентабельный вид Саввы Ивановича свидетельствует об утончённом вкусе Врубеля. Эта комната представляет собой кабинет, в котором работает Мамонтов.

Меценат настолько суров, что, по мнению критиков-портретистов похож на русского богатыря. В работу добавлена гиперболичность и экспрессия – основная цель Врубеля. Выражается нрав предпринимателя, как у царя, это заметно, если увидеть взгляд Саввы Ивановича. Индивидуальность и строгость присутствуют в образе Мамонтова, художник не останавливается на передаче эмоций и настроения.

Шедевр Михаила Врубеля – совершенная выразительность структуры творчества живописца. Создав образ мецената, Михаил Александрович воплотил проект своих мыслей и образов. Не всегда натура могла ему подойти, не потому что, он был привередлив к внешним данным человека. Нет, это обуславливалось его неусидчивостью и быстротой, поэтому портрет горделивого Саввы Ивановича, был не окончен. Основная цель Михаила Врубеля – донести к зрителю поток чувств и интересов, не только реального мира, но и души.