Картина Константина Сомова Зима. Каток - Константин Сомов
Картина Константина Сомова Зима. Каток

Картина Константина Сомова Зима. Каток

Данное полотно одно из самых популярных и узнаваемых. Репродукцию можно встретить на страницах книг, новогодних открытках, сувенирной продукции. Такой интерес к картине проявлен неспроста. Пейзаж выполнен весьма искусно. Особенно удалось художнику небо. Оно состоит из переливов золотистого, бежевого и персикового оттенков. Такие цвета не характерны для серой северной столицы. Однако изображенный день особенно ясный и погожий. Позади Сомов написал тонкое кружево деревьев и кустарников, придающих дополнительное воздушное впечатление.

Константин Андреевич Сомов — один из мастеров художественного объединения «Мир искусства». В направление «ретроспективных мечтателей», как называли «мирискусников», он внес особый оттенок болезненной остроты и иронии, возникающих от невозможности вернуть былое.

Картина Константина Сомова «Зима. Каток» стала воплощением представлений о «галантном веке». Художник изобразил людей как кукол-марионеток, тем самым обнажая суть минувшей эпохи — любовь к играм, отсутствие естественности, а порой и подлинной жизни.

Восприятие окружающего мира как своего рода бутафории и отождествление человечества с разрисованным картоном вместо настоящих людей отражают кризисное мироощущение, характерное для художников рубежа XlX-XX веков.

Зимний вечер с синими тенями на снегу, быстро бегущие золотисто-розовые облака, прозрачная гладь льда — все рождает ощущение обаятельной сказки. Но несмотря на бытовой, веселый сюжет катания на коньках — распространенной забавы XVIII века, — эта небольшая ретроспективная сценка проникнута грустным настроением.

Работа, словно мозаика, собрана из трех частей. Такой прием носит название триптих, и зачастую используется автором и в других произведениях. Слева изображена эффектная дама в ярком красном одеянии, отороченном мехом. Под руку ее ведет безупречный кавалер. Неподалеку разместился молодой человек, потерпевший неудачу на любовном фронте. Он театрально отвернулся от пары. Его образ полон отчаяния и страданий. На фоне несчастного снова двое. Мужчина и женщина с легкостью катятся по льду. Они счастливы и веселы.

При более тщательном рассмотрении работы можно увидеть тихую аллею на фоне. Этот элемент особенно характерен для творчества художника. К. А. Сомов словно зовет в неизведанные дали. Перед аллей распластался молодой человек, неудачно ступивший на лед. Его положение крайне забавно. На помощь горе-конькобежцу спешит юная барышня. Группа формирует последний, третий сюжет полотна. В этом ощущается легкая насмешка и ирония над изображенными на картине людьми.