Анализ картины Петра Кончаловского Агава (1916) - Петр Кончаловский
Анализ картины Петра Кончаловского Агава (1916)

Анализ картины Петра Кончаловского Агава (1916)

Работа с цветом и фактурой основное в картине «Агава». Художник шел по пути упрощения цвета и рисунка. Он считал, что не стоит копировать природу, а надо искать в ней характерные черты и изображать их. То же и с цветом. Его можно разложить на оттенки, как, например, светло-зеленый, темно-зеленый, изумрудный и даже желтый в листе агавы, которые все вместе создают впечатление сочного листа. Тот же прием использован при изображении объема сине-фиолетовой шторы, а так же поверхности коричневого стола. Яркое красное пятно книги справа оттеняет листья агавы и оживляет их. Как потрясающе густо выписана фактура стола! Фактура же самого листа агавы гладкая, а позолоченный вензель ручки у подстаканника сделан тонко и мерцает. Рассматривать цвета и фактуры на этой картине — одно удовольствие!

Натюрморт «Агава» Петра Кончаловского, вопреки этюдности реализации, полностью завершен в стилевом и содержательном отношении. Художнику удалось через вещи показать реальное присутствие человека. Фактура полотна передает внешние качества предметов: бумаги, упругих сочных листьев агавы, текстуру до зеркальности отшлифованного дерева. Использование техники полусухой живописи в сочетании с лессировкой привлекает внимание к рельефу картины, обработанной именно для ее замысла.

Проработка цвета и текстуры является основной задачей мастера, который выбрал способ адаптации колорита и изображения, полагая, что нет необходимости повторять природу, а нужно отыскать в ней специфические особенности и показать их. Цвета также можно разделить по оттенкам: для выразительности листа агавы были использованы светло-зеленый, темно-зеленый, изумрудный и желтый тона, в совокупности создающие впечатление сочности растения, объем и глянцевость листьев.

Этот же способ применен для изображения насыщенно-синей шторы и плоскости деревянной столешницы в коричневых и оливковых оттенках. Великолепно прописана фактура стола и глиняного горшка, где светотень передает малейшие шероховатости и неровности. Броская красная обложка миниатюрной книжки, расположенной сверху на коричневом фолианте, желтые куски бумаги, пестрая коробка оттеняют листву цветка, оживляя и выделяя его на полотне.

На холсте нет случайных цветов и фактуры, все продумано и композиционно оправдано. Позолоченная мерцающая ручка чашки в форме вензеля выписана изящно и утонченно. Художник филигранно ощущает качество колорита, края цветового пятна: его краски соотносятся с формой предметов, образуют ее. Мазки порой представляются грубоватыми, но на самом деле они верно попадают в тон, в совокупности давая понятие о предмете посредством насыщенности колорита картины.

Главной особенностью натюрморта является искажение и утрата формы: пропадает угол журнала, стирается в удалении плоскость столешницы, две стороны цветочного горшка теряют друг друга в месте разделения их листом агавы, их силуэт не совмещается. Налицо намеренное нарушение пространственных взаимоотношений вещей, кажется, что трубка словно приклеена к коробке. Создается впечатление, что форма предметов не интересует мастера, а он занимается только цветом. Позднее Кончаловский отказался от такого способа намеренной деформации.