Картина Александра Самохвалова Кондукторша - Русские художники
Картина Александра Самохвалова Кондукторша

Картина Александра Самохвалова Кондукторша

В 1928 году на выставке «Круг художников» Самохвалов представляет одну из самых впечатляющих своим исполнением картин, которая создавалась в период расцвета таланта художника. Пафос эпохи – так Александр Самохвалов называл свою «Кондукторшу».

Кондукторша, героиня картины, показанной в 1928 году на выставке объединения «Круг художников», – это не просто женщина, продающая билеты и следящая за порядком в трамвае. Она представляется Самохвалову новой богиней, повелительницей электричества. И хотя сам автор выводил пластическое решение образа из византийской иконографии Богоматери Оранты, предстающей в древних изображениях в полный рост с поднятыми и раскинутыми в стороны руками, его Кондукторша более походит на языческого идола. Пропорции ее колоссальной фигуры восходят к образам архаических каменных баб. Она господствует в футуристически динамичном пространстве с грохотом несущегося по рельсам трамвая. Половина лица озарена зелено-голубым светом электрической вспышки, и это сияние разливается по ее могучей груди, откликаясь в очертаниях открытой ладони. Кондукторша с ее слепым взором и поднятой рукой Немезиды есть образ влекущей и карающей власти.

Поясняя суть произведения, Самохвалов подчеркивал, что хотел заставить зрителя почувствовать, как простая работница, дающая энергичным жестом сигнал хода, управляет грозной и страшной силой – электричеством, в прошлом подвластной лишь Зевсу-громовержцу и Илье-пророку. «Если бы ей навстречу попалась Афина в своей колеснице, то удивлена была бы не кондукторша, а Афина. Так я думал тогда. Мне казалось все ясным. Пафос «Кондукторши» остается пафосом той эпохи», – комментировал свое произведение художник.

Картина «Кондукторша» Александра Самохвалова создавалась художником в период расцвета его творческого дарования. Среди работ Самохвалова, созданных в 1920-е гг., «Кондукторша» выделяется остротой пластического решения, повышенной экспрессией цветовых сочетаний и одновременно своей подчеркнутой величаво-торжественной интонацией. Отталкиваясь от случайно запечатленной в его памяти сцены и сохраняя в повествовательном строе произведения отдельные жанровые подробности, Самохвалов стремится возвысить образ до значения символа эпохи, использовать язык монументальной живописи. Картина написана темперой, имитирующей фактуру фрески, в плоскостной манере, где лишь отдельные части изображения приобретают объемность. В это время, отталкиваясь от достижений своего учителя Петрова-Водкина, Самохвалов ищет собственные формы обобщения. В «Кондукторше» наиболее откровенно проявилось увлечение древнерусской фреской, которую художник изучал во время поездок в Новгород в 1925 г. и в Старую Ладогу в 1926—1928 гг.

Художник стремился передать и увековечить образ людей социализма, сделать их подобно греческим Богам, героями тех времен. А казалось бы – простая работница трамвая, что в ней особенного? Но Самохвалов сравнивал ее с Афиной, и более того, утверждал что если бы кондукторша встретилась на пути у богини, то последняя была бы поражена силе советской женщины. А все потому что эта работа выделяется живописностью цветовых решений, характерной для того времени остротой всех элементов и величественной торжественностью.

Мастер создавал свои картины исключительно из запечатлённых в памяти сцен. Именно такой отпечаталась в уголках его памяти монументальная рабочая социалистическая женщина – героиня труда.

Художник в свое время был увлечен фресковой живописью. Если вы впервые видите «Кондукторшу», вы можете подумать, что картина выполнена фресками, но это будет ошибочное впечатление. Самохвалов свои произведения предпочитал выполнять художественным приемом, который называется темпора – имитация фактуры фрески, лишь отдельные части картины выпуклые, все остальное выполнено в гладкой манере преимущественно маслом. Так, благодаря Александру Самохвалову, у советских людей появился новый, такой далекий от бывшей хрупкой и тонкой барышни прошлого века, идеал современницы.