Картина Александра Самохвалова Девушка в футболке - Русские художники
Картина Александра Самохвалова Девушка в футболке

Картина Александра Самохвалова Девушка в футболке

Самохвалов, известный художник советского периода, создал много выдающихся работ. Одной из известнейших в его коллекции картин стала «Девушка в футболке». Полотно 1932 г. получило восторженные отзывы критиков. До сих пор эта поразительная по мастерству и замыслу работа из минувшей эпохи привлекает зрителей.

На холсте крупным планом изображена фигура и лицо девушки – Евгении Адамовой. Автор выбрал молодую жену одного партийного работника как прекрасный образец передового советского человека. Известно, что девушка была школьной учительницей. Но глядя на портрет, можно узнать намного больше об этом человеке.

Портрет, экспонированный в 1937 году на Международной выставке в Париже и отмеченный золотой медалью, принадлежит к числу наиболее известных в советском искусстве, является вехой в творчестве его автора. Возгласом „брависсимо“ приветствовал работу И. Э. Грабарь, известный критик А. Эфрос считал изображенную „великолепной“.

На парижском „Экспо“ ее назвали „советской Джокондой“. Художник изобразил учительницу-активистку Евгению Петровну Адамову (1907–1977), сохранившую до конца своих дней удивительную душевность и увлеченность. В ее облике воплощены и типические черты человека своего времени — непосредственность, энтузиазм, целеустремленность. Не только моделью, но и живописью, лаконичной и одновременно изысканной, автор утверждал идеал простой красоты. Приметы монументальности отличают ясную архитектонику композиции, „фресковость“ фактуры. „Девушка в футболке“ — произведение, в котором воплотилось представление об эпохе, „прекрасной современнице, девушке, каких не было раньше“.

Футболка на теле выступает символом современности. Футболка в черно-белую продольную полоску кажется недорогой, лаконичной. Больше привлекает стремительный разворот тела модели, выражение ее светлого лица. Взгляд голубых глаз уверенный, непоколебимый, готовый к решительным действиям. Черты лица типично русские, гармоничные, спокойные. Слегка откинутые назад волосы короткой стрижки придают портрету дополнительную динамичность.

Самохвалов стремился запечатлеть идеальный женский образ смелой, открытой новому, готовой к труду и подвигу комсомолки. В результате вышел портрет с поразительно прекрасным сочетанием лиричности и героизма.

«Девушка в футболке» Александра Самохвалова стала символом СССР. Ее даже называли «советской Джокондой» – настолько популярной стала картина. Теперь это полотно напоминает о прошлом, о его лучшей стороне. Оно дарит положительный заряд настроения.

В этой картине надежда и духовная сила, чистота морального облика и невозмутимая решительность, честь и отвага. Техника написания работы отличается смелым размахом и монументальностью. Лучшие черты советского человека отражены на портрете спортивной девушки в расцвете сил.