Картина Александра Герасимова Дары осени - Русские художники
Картина Александра Герасимова Дары осени

Картина Александра Герасимова Дары осени

Несмотря на то, что 30-е годы прошлого века являются определяющими в творчестве Александра Михайловича Герасимова именно как портретиста, его пейзажи и натюрморты не менее великолепны. Они привлекают внимание свежестью, колоритом, натуралистичностью.

Так и картина «Дары осени», выполненная автором в 1935 году, прекрасна своими осенними красками, хранящими тепло ушедших летних деньков. Зритель никогда не пройдет мимо этого яркого, живописного произведения, исполненного с большим мастерством и талантом.

Композиционное построение натюрморта очень удачно. Проникающий в дом свет создает теплое, душевное настроение, а также дает возможность увидеть прозрачность стеклянного графина, воду в нем, с преломляющимися ветками. Благодаря тому, что ваза с рябиной стоит близко к окну, автором эффектно подчеркнуты тени, оттенки, отражения от стекла, солнечные пятна света на столе и блики на вазе.

В юности во время учебы Герасимов отдавал предпочтение стилю импрессионизм, возможно поэтому, ему вообще удаются изображения отблесков, мокрых от дождя предметов, сочных и насыщенных контуров, точное «схватывание» момента от впечатления.

Натюрморт состоит из щедрых осенних даров — яблок, подсолнухов, грибов и огромного букета рябины. Конечно же, рябина сразу завладевает вниманием зрителя своим глубоким, напитанным цветом и тяжелыми гроздьями, сгибающими тонкие ветки. Сами ягоды, яркие и созревшие, напоминают, что скоро зима, но их цвет еще долго будет ассоциироваться с золотой осенней порой.

На переднем плане полотна тарелка с поздними яблоками, подставившими свои блестящие зеленые и розовые бока лучикам солнца. Две головки подсолнухов, с чернеющими семечками, которые, возможно, поклевали птицы, готовя себе запасы на длинную зиму. На краю стола еще один признак осени — гриб-шампиньон.

Помимо того, что работа выполнена безупречно в художественном плане, ее также можно назвать картиной-впечатлением. Настолько она притягивает к себе позитивными эмоциями — на нее приятно и радостно смотреть, она гармонична цветовой гаммой, оранжевые, желтые, зеленые цвета создают ощущение праздника и полноты жизни.

И неудивительно, что этот богатый красками и урожаем натюрморт хранится именно в музее-усадьбе художника, на его родине в г. Мичуринске. Ведь только в любимых местах, где душа открывается и поет, художник может так красиво увидеть обилие и великолепие родной природы.

Этот натюрморт мысленно переносит в русскую деревню. Рядом с большим домом цветут яблони в саду, а неподалеку в лесу расцвела рябина. На дворе конец августа. Созрел подсолнух.

Художник на столе и подоконнике разместил все красоты уходящего лета. Красные спелые ягоды наполнили весь дом своим ароматом. Ему так хотелось передать масштаб смены сезонов, что кусты рябины заняли практически всё полотно, не умещаясь в двух не похожих друг на друга вазах.

Внизу мы видим поздние спелые яблоки, которые заняли свое место возле чарующей красоты пышного букета. Солнечный свет, пробивающийся сквозь окно, насытил сюжет яркими красками. Наполовину опустошенный подсолнух усиливает всю экспозицию дивных плодов природы этого времени года.

Гроздья рябины и густые светло-зеленые листья создают нежную тень, в которой мило примостился свежесрезанный гриб. Игра теней и света очень удалась художнику.

А как начиналось утро?! Взяв лукошко и вдыхая свежий запах рассвета, хозяин этого дома вышел в лес, где у отдаленной опушки нарвал охапку ярко-красной рябины, а затем, пройдясь по золотистому полю, не мог не захватить, так и падающие в руку шапки подсолнуха. Взобравшись на высокий холм и вдоволь насладившись теплом летнего солнца, вернулся в дом, по дороге собирая опавшие яблоки.

Всё вокруг встречает золотую осень и провожает теплое лето. Художник игрой красок запечатлел в этой композиции с одной стороны радость момента, а с другой приходит чувство печального ожидания предстоящих дождливых дней осени и холодной зимы. Поэтому он сегодня собрал на свой взгляд всё лучшее и цветущее, чтобы надолго запечатлеть этот великолепный образ и наслаждаться добрым воспоминанием каждый раз в период грустных и несолнечных дней.

Лето в этом году удалось. Было много солнца и поэтому так хорошо выглядят ягоды рябины и яблоки, аккуратно сложенные на тарелке. Не обделил лес и грибников, что ясно можно понять по лежащему в углу картины среднего размера гриба на толстой ножке.

Хороший день. При взгляде на этот натюрморт хочется дотянуться до этих ягодок и листьев, которые будто все больше наливаются ярким цветом от непрекращающегося потока солнечных лучей.

Картина Александра Герасимова «Дары осени» является типичным классическим натюрмортом. Как известно, одним из популярных элементов натюрморта является букет у окна. Окно способствует передаче необычного освещения и интересной игре светотеней. Если букет, как на этой картине, стоит в прозрачной банке или вазе, у зрителя появляется возможность понаблюдать за преломлением света через призму стекла. Герасимов не первый раз прибегнул к такой композиции, но особенно удалась ему эта картина. На столе видны плоды, которые являются характерными для этого времени года. Судя по не броскости, художник не готовил их специально, а просто взял то, что было под рукой.

На переднем плане видны два наполовину опустошенных подсолнуха. Это добавляет нотку интриги в композицию, так как зритель сам должен догадаться съели ли птицы семена или, пока готовились инструменты для композиции, ими поживился кто-то из домашних. Герасимов очень удачно использует контраст в цветках подсолнуха, которые всегда являлись символом богатства природы. Единственный одинокий элемент композиции – грибочек. Каким образом он попал на картину? Возможно, он просто случайно вырос у порога, и автор решил добавить его в натюрморт. Слева от цветков подсолнуха изображена миска с зелеными яблоками.

Над всем этим возвышается букет рябины – главный смысловой и цветовой акцент картины, доминанта этого натюрморта. Алые ветви настолько тяжелы, что согнулись под тяжестью плодов. Букет настолько большой, что загораживает окно, тем самым становясь центром композиции и, благодаря этому, задает ей тон. Вся картина оттенена глубоким красным оттенком, благодаря которому обычные элементы предстают в новом свете – обычные осенние дары выглядят роскошно, как истинные сокровища природы.