Картина Александра Герасимова Натюрморт. Полевые цветы - Русские художники
Картина Александра Герасимова Натюрморт. Полевые цветы

Картина Александра Герасимова Натюрморт. Полевые цветы

Живописец Александр Герасимов, живший в советском союзе, всегда пользовался популярностью, как среди простых людей, так и у представителей власти. Его работы неоднократно оценивались почетными государственными наградами. Герасимов считал себе портретистом. Но пейзажи и натюрморты он писал не менее искусно, чем портреты.

Картина «Полевые цветы» была одной из таких работ художника. Его целью было перенести на полотно свое восхищение природной красотой и растительным многообразием родного края. Поля – это живописные бескрайние просторы Руси, усеянные простыми цветами и травами. В этой простоте художник видел очарование и даже силу нашей державы, ее самобытность.

Эта картина пестрит яркими красками и, смотря на нее, нельзя оставить без внимания ни одну мелкую деталь, ни один листочек. Но, несмотря на богатство цветовой палитры, художник делает акцент на цветочной композиции.

На столе в простых стеклянных вазах стоят не менее простые цветы, способные расти в природе без человеческого ухода. Букеты состоят из ромашек, клевера, васильков. Их дополняют дубовые листья и травинки, размашистой формы.

Мягкий летний свет падает из левого угла картины. Там расположено окно, слегка прикрытое полупрозрачной занавеской. На заднем плане букетов висит большое зеркало, окруженное позолоченной оправой.

Холодная синева его отражения и голубизна скатерти, лежащей на столе, подчеркивают теплую гамму, используемую художником в окрасе цветов.

Сбоку зеркала стоит изящный подсвечник. Как и рама, он украшен красивой резьбой и позолотой. По обстановке комнаты можно судить о том, что ее хозяева не бедные крестьяне, а, скорее всего, люди состоятельные.

Герасимов сумел передать зрителю позитивный настрой от просмотра этого полотна. Она наводит на мысли о тихом деревенском уюте и наполняет душу спокойствием и умиротворением.

Направление, в котором он творил, — социалистический реализм, что было непременным условием признания художника. Герасимова писал портреты вождей, придавая идеальность их образам, был любимцем Сталина, имел правительственные награды и другие отличия. В советское время всем была известна картина Герасимова «Ленин на трибуне». Было много других картин идеологического толка, например «Гимн Октябрю», «Доклад тов. Сталина на XVI партсъезде».

Однако Герасимов создавал картины не только в угоду власти, он оставил после себя прекрасные картины бытового жанра, пейзажи, натюрморты («После дождя», «Гроза», «Рожь»). Цветочные натюрморты Герасимова особенно хороши.

Один из таких натюрмортов — «Полевые цветы» (1952). Для Александра Михайловича было наслаждением писать полевые цветы. За этим занятием он отдыхал душой, как «после утомительной дороги». В своей любви к природе, в восхищении обилием её растительности он стремился передать красоту простых полевых цветов.

Картина бросается в глаза весёлыми, радостными красками. На ней изображены несколько пышных букетов. Простенькие цветочки составлены в таких композициях, что трудно оторвать от них взгляд. Полевые цветы в этом натюрморте звучат симфонией.

Букеты — передний план и центр картины — расположены на столе в простых вазах и банках. Тон в композициях задают ромашки, за ними следуют васильки, клевер, иван-да-марья, тысячелистник и другие душистые полевые цветочки. Красиво дополняет букет ветка дуба, также другие веточки зелени гармонично соседствуют с цветами.

Тёплый свет летнего дня проникает из окна с левой стороны картины. На окне простая занавеска, как в деревенском доме. Зато на заднем плане по стене расположено большое зеркало в массивной золочёной раме. В его отражении запечатлён холодноватый синий фон, который перекликается с голубизной скатерти, покрывающей стол. Тем радостнее смотрятся дивные букеты в их тёплой цветовой гамме.

Возле зеркала стоит свеча в подсвечнике, который под стать зеркалу, с позолотой и тонкой работы. Очевидно, эти предметы остались от прежних времён. Эти остатки прежней роскоши контрастируют с простой занавеской и полевыми цветами в стеклянных банках. Похоже, такой разнобой в интерьере хозяина не беспокоит. Обычно это свойственно настоящим художникам.

Картина оказывает на зрителя умиротворяющее действие, даёт заряд положительных эмоций. Неожиданно восхитительные букеты из цветов, которые люди обычно не замечают, не только свидетельствуют о красоте русских полей, но и вызывают в душе восклицание «как прекрасен этот мир!». Александр Герасимов увидел прекрасное и показал его людям, а это показатель подлинного таланта.

В исполнении Герасимова много всевозможных, очень талантливо исполненных портретов своих современников, вероятно, он и ощущал себя именно портретистом. Но его лиричные, поэтичные пейзажи и натюрморты, которые чаще всего Александр Михайлович писал на отдыхе в родном городе Козлове, не менее великолепны и отражают душевное состояние художника. Они мечтательны и нежны, или солнечны и сочны.

Именно такое настроение, легкое, летнее, лиричное и возникает у зрителя, рассматривающего «Натюрморт. Полевые цветы». Все разнообразие и красота русских полей на столе художника. Цветов много, они даже не поместились в вазы и поэтому в дополнение — банки с водой, нельзя же чтобы это великолепие быстро увяло и не успело порадовать окружающих.

Объемность и дополнительную насыщенность композиции цветами, придает зеркало на заднем плане. В нем перламутром отражаются стеклянная ваза с водой и свеча в канделябре. Дневной свет из окна не яркий, но дающий именно то свечение, благодаря которому автору удается передать синеву теней, полутона и нежность всему натюрморту.

При всем многообразии цветов нет ощущения пестрого и заляпистого. Общее впечатление от картины — простая и нежная красота русской природы, всегда придававшая вдохновение людям творческих профессий. Для стихотворца это была бы поэма, для музыканта — симфония, для художника — пейзажный шедевр.

Зритель готов, не отрывая взгляда, всматриваться в это цветочное великолепие, восторгаться луговым разнотравьем, прелестными васильками и, конечно же, ласковыми и трогательными ромашками. Они особенно выделяются на всем фоне букетов и своими белыми лепестками манят в бескрайнюю даль степей, в звенящие от чистого воздуха, напоенного запахами цветов, луга и степи русской равнины.

Конечно, в этой работе нет того порыва и нетерпения художника как, например, в картине «После дождя», где необходимо было быстрее поймать момент, который подарила изменчивая природа. Наоборот, полевые цветы выписаны автором очень тщательно, до каждого лепестка и прожилок на листьях. И от этого пейзаж становится еще эффектнее и выразительнее, натуралистичнее и живее.

В этом и проявляется талант настоящего художника, чтобы в обычных, повседневных и простых вещах увидеть прекрасное и передать это зрителю. И Александру Михайловичу Герасимову это удалось. Потому что каждый кто остановится возле его натюрморта обязательно скажет — как же хорош, красив, ярок и радостен окружающий нас мир.