Анализ картины Александра Головина Цветы в вазе - Анализ картин
Анализ картины Александра Головина Цветы в вазе

Анализ картины Александра Головина Цветы в вазе

Головин много времени уделял садоводству. Он с удовольствием ухаживал за своими клумбами, а потом рисовал букеты, которые сам же и составлял. Мастер как-то признался, что он охотно пишет натюрморты с растениями, так как они привлекают его сочетанием звонких и радостных красок.

Художник часто изображал людей на фоне букетов. Кроме портретов он писал натюрморты, в которых флористическая тема играла основную роль. Среди его работ:

«Розы и фарфор»;
«Фарфор и цветы»;
«Цветы»;
«Натюрморт с цветами»;
«Флоксы».

Художественные критики и поклонники творчества Головина считают одной из самых удачных картин этого цикла «Натюрморт с цветами».

При ее создании художник использовал темперные краски и картон. Размер картины составляет 84 на 71 см. Сейчас оригинал находится в Государственной галерее Армении в Ереване.

Особенности композиции

Центральное место натюрморта занимают растения. В стеклянную прозрачную вазу цилиндрической формы помещен букет. Он составлен из трех видов растений:

красных флоксов;
белых флоксов;
красных гладиолусов.

Рядом с букетом в прозрачной стеклянной банке стоят две невысокие розы с увядшими листьями. Их бутоны широко раскрыты и имеют неяркий розоватый цвет. Скорее всего, бледность им придает яркое освещение, так как сзади находится закрытое легким тюлем окно, через которое в комнату льется дневной свет.

На переднем плане перед сосудами с водой изображена фарфоровая ваза с ажурными стенками. Рядом стоит бокальчик. Несмотря на бронзовую расцветку, видно, что он сделан не из металла, а из менее прочного материала — фарфора или керамики. Третьей в этой группе является бело-розовая статуэтка. Она перекликается с вазой, но прописана нечетко, поэтому разобрать, что именно она изображает, не так легко. Возможно, это Сирин — персонаж древнерусских сказок, птица с женским лицом.

Все предметы стоят на столе, покрытом отутюженной белоснежной скатертью. Сбоку на столешницу наброшен темный платок с узором, цвет которого соответствует бокалу. Задний фон занимает окно, прикрытое белой кисеей и плотными бежевыми шторами со сложным узором в национальном стиле. В картине явно прослеживаются русские мотивы в виде:

характерного узора на шторах и платке;
статуэтки, изображающей персонажа народных сказок;
простых цветов, которые растут в любом палисаднике.
Натюрморт написан с натуры. Все предметы изображены очень реалистично. Они красиво расставлены, отбрасывают тени и благодаря бликам выглядят объемными.

Композиция идеально уравновешена. Белоснежная скатерть подчеркивает многообразие красок, которые художник взял для написания штор и букета.

На гладкой поверхности стола отчетливо проявляются сложная форма стакана и прихотливый рисунок фарфоровой вазочки.

Палитра произведения

Головин — мастер создания приятных цветовых сочетаний. Он написал немало уникальных по воздействию на зрителя полотен. Его увлекала задача изображения яркого пятна, которое бы идеально сочеталось с расположенными рядом красками и общим фоном.

При составлении описания цветного натюрморта для 6 класса прежде всего нужно отметить яркость композиции. Но стоит присмотреться, как окажется, что художник использовал неброские оттенки. На самом деле розы, гладиолусы и флоксы имеют приглушенный цвет. Ослепительной можно назвать лишь скатерть. Все остальные предметы написаны красными, зелеными и бронзовыми красками в их сильно разбеленном варианте. Эффект яркости достигается не «ядовитыми» оттенками, а общей пестротой.

Все предметы композиции имеют много разноцветных мелких деталей, что создает разнообразие, которое воспринимается как яркость.

В сочинении о натюрморте «Цветы в вазе» нужно отдать должное мастерству автора. Александр Головин смог донести до зрителя чувство очарования и радость созерцания реально существующего, но заметного только художнику островка прекрасного. Несмотря на изобилие красок и линий, в работе нет перегруженности.

Для настоящего мастера характерно чувство меры. Натюрморт «Цветы в вазе», показал, что Головин полностью владеет этим качеством.

Для Головина характерно на своих полотнах изображать натюрморты, которые невозможно спутать с произведениями других художников. Они выделяются яркостью и буйством красок. Большую любовь у нашего живописца вызывали любые цветы, как садовые, так и полевые. Именно эти объекты становились центральным элементом на его полотнах. Натюрморту «Цветы в вазе» отдается ведущее место среди самых узнаваемых картин. Посмотрите внимательно на полотно, и вы увидите яркий букет, в котором есть флоксы, лилии, гладиолусы. А вокруг них розы, которые притягивают внимание. Цветы отражаются в зеркале, а это создает особую экспрессию. Букет кажется ярким еще благодаря тому, что на окнах белые тяжелые шторы, а на столе лежит скатерть, по цвету напоминающая первый выпавший снежок. Все в комнату напоено свежестью, в ней по-летнему тепло.

Кроме вазы с душистыми цветами, мы видим женский головной убор, который небрежно бросили. На платке причудливые узоры. А вот еще один предмет, напоминающий о присутствии женщины – изящная позолоченная шкатулка. Сказать точно, как эти восхитительные цветы попали в комнату, никто не берется: может быть, они срезаны ее тонкой рукой, а может — подарок любимого. Даже цветовая гамма (большего всего красного цвета и его оттенков) символизирует любовь. Все в комнате дышит чувственностью, страстью и романтикой. Дополняет женские предметы на трюмо небольшая статуэтка-птица, которая имеет девичье лицо. В те времена этот предмет – символ жженкой стихии. Автор умело переплел радостные ощущения молодых людей и неувядающую прелесть природы. Каждый человек, которому довелось увидеть полотно «живьем», подолгу не мог оторвать от нее взора. Она передаст свое настроение, все негативное просто-напросто улетучится из души. Вот какая мощь заключена в полотне мастера!

Характерной чертой творчества художника Александра Яковлевича Головина является изображение ярких и ни с чем не сравнимых натюрмортов. Особенно любил рисовать автор натюрморты с различными цветами: от благородных, таких как розы, до простых и необыкновенно красивых скромных полевых цветов. Цветы – это центральный образ его композиций. Натюрморт «Цветы в вазе» является одним из наиболее известных полотен художника.

В этом натюрморте изображен букет ярких цветов (флоксов, лилий, гладиолусов) в обрамлении нескольких роз, стоящий на трюмо. Зеркальное отражение вазы с цветами придает изображаемому оттенок дополнительной экспрессии. Светлую гамму в картину вносят образы белых тяжелых штор и белоснежной скатерти. От самого полотна веет особенной летней душистой свежестью и теплотой.

Цветы в стеклянной вазе, небрежно брошенный женский платок с причудливыми узорами, шкатулка из золота, стоящая рядом, изысканы и привлекательны. Они напоминают своим видом о хозяйке этой комнаты, которая срезала такой букет или же получила его из рук влюбленного в нее мужчины.

В самой картине много чувственного и прекрасного. Красный цвет, доминирующий здесь, говорит нам о любви, может быть, страстной, может быть романтичной.

Рядом на трюмо стоит небольшая статуэтка в форме птицы с женским лицом, также являющаяся символом женской стихии.

В этой картине сплелись различные темы: это и радость молодости и летнего тепла, и красота природы, олицетворенная в букете свежих цветов, и желание любви. Поэтому на такую картину стоит посмотреть в минуты душевной тревоги и грусти. Радостное настроение, заложенное в ней, придаст силы зрителю и подарит ему несколько прекрасных мгновений любования волшебным миром искусства!