Анализ картины Александра Куприна Натюрморт с тыквой - Анализ картин
Анализ картины Александра Куприна Натюрморт с тыквой

Анализ картины Александра Куприна Натюрморт с тыквой

Натюрморты Александра Васильевича Куприна отличает тщательно продуманная композиция. Все предметы подобраны и расставлены так, чтобы создавать гармоничное созвучие формы и цвета. Не случайный хаос, но идеально упорядоченный, старательно выверенный порядок красоты повседневных вещей.

Участник объединения «Бубновый валет», Куприн в своих натюрмортах опирается на ту же живописную систему Сезанна и Матисса, что и Кончаловский. Но его натюрморты более спокойны по интонации. На картине Александра Куприна Натюрморт с тыквой предметы на столе тщательно расставлены, продуманы их пластические созвучия. Так, например, трапециевидная форма тыквы перекликается с формой зелёно-красных перцев, округлая форма фазы повторяется в форме стола и т. д. Цвета обладают повышенной декоративной звучностью, но пространство ощущается трехмерным, а предметы натюрморта плотными и весомыми.

«В круг его [Куприна] интересов попадал красочный мир окружающих вещей, который художник переводил на язык цвета. Не будучи заинтересованным в познании предметов, он посвятил свое творчество созиданию и отражению живописного мира».

На осеннем «Натюрморте с тыквой» это великолепно заметно. Главная героиня картины, рыжая сочная тыква, притаилась ближе к заднему плану, скромно спрятавшись за складкой полотна драпировки. Позади нее виднеется нижняя часть зеленого продолговатого плода. Вытянутая элегантная форма обоих тыкв перекликается с перцами на переднем плане, похожи и цвета: насыщенно-зеленый и рыжий, но более темный, чем кожура тыквы, отдающий почти в коричневый.

Примечательно, что игра красок возникает крестообразно. Точно так же, как перекликаются расположенные напротив по вертикали перцы и тыква, играют в оттенки бордово-розового фрукты в круглой белой вазе, элементы заднего плана, яркое цветовое пятно на белой скатерти спереди. Выбор белого в качестве ведущего цвета оформления не может быть случайным, на нем так живо и непринужденно играют все оттенки осени. Натюрморт имеет глубину пространства, все предметы объемные, материальные, плотные.