Великий русский художник Иван Билибин любил создавать иллюстрации к сказкам, это направление в искусстве у него особенно получалось.
С 1899 года он создавал целые циклы для издания сказок, при этом работая разными стилями. К каждому сюжету он подбирал свою подход, вносил свою изюминку. Он творил в технике туши, подцвеченной акварелью, использовал древнерусские сюжеты.
Иван-Царевич и лягушка-квакушка — Иван Яковлевич Билибин
Иллюстрация «Иван-Царевич и лягушка-квакушка» была написана для одной из первых книг народных сказок И. Я. Билибина в 1899 году. Художник сам писал сказочные тексты, придумывал особенные шрифты и украшал их красочными изображениями.
Несмотря на то, что эта работа относится к раннему творчеству, в ней уже проявился талант автора. Силуэты и предметы очерчены филигранно. Трудно поверить, что контуры создавались кистью.
И. Я. Билибин во всех своих иллюстрациях особое внимание уделял не только сюжету, но и пейзажу. Заданный колорит сразу дает понять, что действие происходит на болоте. Светло-зеленые тона, местами даже ближе к желтому, сменяются насыщенными травянистыми красками. Небо залито оттенками серо-голубого цвета, как бы наполняя воздух прохладой.
Перед зрителем явно вырисовываются березы, молодой ельник, поросшие травой болотные кочки. С одной стороны, болото топкое и вязкое, но с другой, оно являет собой насыщенный красками чудный образ.
Обладая прекрасными знаниями ботаники, художник относился к растениям как к живым существам. Билибин призывал всех любить природу. По его мнению, настоящий художник должен ценить и знать природу.
Смысловое значение книжного оформления прежде всего заключается в изображенном сюжете. В центре композиции – Иван-Царевич в ярком кафтане, подпоясанном кушаком. Голова его наклонена, брови нахмурены, руки разведены в стороны – не ожидал он такой участи. Сидящая подле лягушка смотрит жалобно, как будто хочет что-то сказать. С потрясающей точностью Билибину удается изобразить эмоции главных героев.
Сказочные рисунки мастер обрамляет оригинальным орнаментом, подобно деревенским наличникам. Справа и слева эскиз дополнен нежными цветками незабудки, которая является символом памяти и защищает влюбленных. Сверху изображены две стрелы, летящие навстречу друг другу, как две судьбы. В нижней части орнамента – ползущие по ветке майские жуки, которые «оживляют» картинку.
В ранних работах художник экспериментирует с плоскостью и светом, еще вырабатывает свой неповторимый стиль, который позже назовут «билибинским».
“Иллюстрация к сказке Царевна-Лягушка” считается оной из самых знаменных творений пера русского художника. К этой сказке иллюстраций было
создано множество, рассмотрим, например, самый яркий сюжет: Встреча Иван-царевича с Царевной-Лягушкой. Вся сцена изображена на фоне зелени, удивительные сочетания разных цветов и оттенков создают приятный душевный колорит происходящему. Иван – русская душа, одет в национальный кафтан, шапку и зелёные сапоги. Лягушка со стрелой в лапе в ожидании смотрит на своего спасителя проникновенным взглядом. Сюжет добрый, предвещающий счастливый конец.
Билибин знал, чем закончится произведение, поэтому намеренно изобразил счастье и успех, как бы подготавливая слушателя к приятной долгожданной концовке.
Что касается общего описания всех сюжетов к сказке Царевна-Лягушка, то здесь чётко прорисованы костюмы всех героев, в точности соответствующие тому времени. Выражения лиц: весёлые, грустные, удивлённые и т.д. настолько отчётливо видно, что по ним можно догадаться о продолжении всей истории сказки. Автор настолько деликатно и точно проникся к этой сказке, что донёс до читателя все особенности того времени, уклада жизни людей, быта, а главное человеческих отношений.
Добро и зло показаны такими, какими они есть на самом деле, ничего надуманного и вымышленного нет. Билибин действительно великий художник своего времени, его работы ценятся и почитаются из поколения в поколение.