Билибин был обычным художником – вырос в Петербурге, сказки слушал в далеком детстве и помнил смутно.
Но однажды он попал на выставку, где увидел картину Васнецова «Богатыри», и жизнь его круто изменилась. Он был так впечатлен работой коллеги и её темой, что оставив светскую жизнь, а вместе с ней городские балы, сплетни и дуэли, уехал в глухую деревушку в Тверской губернии, где провел некоторое время, слушая стариков, бродя по лесам, и все больше проникаясь духом русских народных сказок.
В это же время в его голове начала зреть идея иллюстраций, которые сделали бы сборники народных сказаний занимательней и красочней. Вернувшись в Петербург, он не оставил этот проект, и вскоре в свет вышел сборник сказок Афанасьева с его иллюстрациями.
«Перышко Финиста Ясна-Сокола» – сказка старая и рассказывают её везде немного по-разному. Но, в целом, основные вехи сюжета остаются неизменными – купец с тремя дочками, младшая, просящая у него невиданный подарок, крохотное перышко, которое ложится на пол светлицы и зовет красавца-царевича, Финиста Ясна-Сокола, который готов говорить ночи напролет.
А после – зависть старших сестер, истыканное ножами и осколками стекла окно, раненный сокол и три железных хлеба, три железных посоха, три пары железных башмаков и множество дорог, которые нужно пройти.
Иллюстрация же показывает момент, когда опоенный сонным зельем Финист спит, не отзываясь на попытки его разбудить, и купеческая младшая дочка стоит над ним раскинувшимся на богатых подушках. Она одета просто, голова её повязана платком. Она сжимает руку своего царевича и на лице её отражаются ожидание, растерянность, надежда и мука.
Маленький сказочный момент пойман очень точно, и вокруг него вьются народные узоры, затейливые цветы, тонкие орнаменты. Все это погружает в атмосферу сказки, но при этом персонажи проявляют эмоции, они живые. Лица их не похожи на застывшие маски, как это зачастую бывает в иллюстрациях сказок.