Анализ картины Виктора Васнецова Каменный век - Описание иллюстрации к сказкам и литературным произведениям
Анализ картины Виктора Васнецова Каменный век

Анализ картины Виктора Васнецова Каменный век

Осенью 1882 года Васнецов получил от известного археолога, одного из руководителей Исторического музея в Москве, Алексея Сергеевича Уварова предложение написать монументально-декоративные композиции на тему «Каменный век» для одного из залов музея. Программа, которую предложил художнику Уваров, определяла лишь отдельные сцены из жизни и быта первобытных людей: «выделка шкур», «вылепка горшков», «добывание огня», «охота на медведей» и так далее.

Васнецов должен был объединить эти сцены на больших полотнах в панно-фризе для круглого зала музея. Творческой фантазией художника были воссозданы сцены жизни древнейших людей, их характерные особенности, душевные состояния. Все современники высоко оценили эту работу, но, особо обрадовала Васнецова похвала Чистякова : «Васнецов дошел в этой картине до ясновидения…»

«Все их позы, все их движения, — писал впоследствии Стасов, — какие-то древние, дремучие, их не увидишь, им не научишься ни в каких классах, их дала одна творческая фантазия потрясенного художника»

Разнообразие сцен, заложенных в задании, создавало для автора определенные трудности, диктуя разбивку всего пространства стены на отдельные эпизоды. Для достижения единства композиции необходим был новый язык, отличный от языка тех станковых произведений, какие созданы художником ранее. Выработать его Васнецову помогли работы в области архитектуры, прикладного искусства, театральной декорации, приобретенный им в Абрамцеве опыт «орнаментщика».

В итоге панно, органично вписавшись в плоскость стены воспринималось зрителем единым художественным произведением.

Виктор Михайлович Васнецов в 1884 году начал работу над серией картин, которую он назвал «Каменный век». Идея написания таких композиций принадлежала археологу, Алексею Уварову, который и предложил работу Васнецову. В итоге было создано несколько картин, которые художник объединил в панно. Сейчас они находятся в Государственном Историческом музее, в Москве.

Васнецову удалось очень реалистично изобразить быт древних людей. Он показывает о повседневные действия такие, как охота, пиршество, ритуальные действия.

Удивительно то, что Виктору Васнецову удалось написать это на достаточно большом полотне.

«Каменный век» показывает нам, как выглядели древние люди. Художник изобразил кучку людей, все они в набедренных повязках. У них растеплены волосы. Тела их смуглы и мускулисты. В центре стоит вождь. Он самый высокий и сильный из мужчин. Лицо его сурово, а руки держат оружия. Остальные сидят вокруг.

Женщина ремонтирует одежду, другие мужчины точат копья, а один из охотников даже целится из лука в пролетающих птиц. Несколько человек пьют из глиняных горшков, а некоторые просто сидят, будто играют в какую-то игру. Ещё на картине присутствуют ребёнок. Это мальчишка, который с удивлением наблюдает за действиями старика. А седовласый старик затачивает палку.

Панно написано маслом. Васнецов специально не использовал ярких цветов для того, чтобы всё выглядело естественно. Коричневый, бежевый, белый – все эти цвета художник взял у самой природы.

Васнецов очень тщательно продумывал каждое движение героев. Он советовался с историками, искусствоведами, археологами. В итоге у него получилось передать атмосферу древнего мира. Картина «Каменный век» может считаться действительно одной из самых достоверных, с исторической точки зрения, картин.