Картина Герарда Терборха Бокал лимонада - Мировые шедевры
Картина Герарда Терборха Бокал лимонада

Картина Герарда Терборха Бокал лимонада

Эта картина одна из лучших работ художника, которая показывает наиболее замечательные традиции Голландии того времени. Эта работа не имеет никакого драматизма, она спокойна, размерена, лишена любого движения и полностью сосредоточена на взаимоотношениях юноши и девушки.

Картина голландского художника — первопроходца Герарда Тербарха в стиле жанровой живописи Западной Европы XVII века «Бокал лимонада» написана в 1664 году. Представляет собой переведенный с деревянной панели холст, написанный маслом, на сюжет из кулуарных, бытовых сцен: юноша готовит для девушки лимонад, женщина в возрасте наблюдает за ними.

Никогда не изменявший мастерству голландского живописца, Тербарх первым приоткрыл занавес в мир состоятельных буржуа: работы позднего периода творчества наиболее полно раскрыли его талант к обрисовке деталей. На картине «Бокал лимонада», с виду простой, незамысловатый, раскрывается поистине тонкий, романтичный, где-то даже эротический сюжет: моложавый юноша, одетый по моде мещанского сословия, готовит лимонад для богато одетой девушки. Придерживая бокал, их руки соприкасаются. Взгляды переплетены. Третьей фигурой на картине выступает пожилая женщина, одетая просто и по-вдовьи. Ее рука и взгляд обращены к девушке, жест напутственно — покровительствующий, ободряющий. На подносе рядом лежит лимон. Сзади, в полутьме — разобранное ложе с балдахином.

Внимание сразу же концентрируется на фигурах людей, упуская детали: они становятся видны только после рассмотрения основных персонажей. И только тогда раскрывается истинный замысел художника — обратить внимание на не столько обыденный процесс приготовления напитка, а на интимность, сокровенность взглядов и касаний. На картине впервые за историю изобразительного искусства Западной Европы расплетаются тонкими нитями психологические, чувственный связи двух героев. Об это свидетельствует и популярный в ту пору лимонад как средство лечения «любовной тоски», и смятые простыни, и тесное сплетение взглядов, и мимолетное, но настойчивое, мягкое касание руки юноши.

Молодой кавалер, предлагающий даме бокал лимонада – сама галантность, как милы их нежные соприкосновения, взгляды. Они полностью понимают друг друга. Между ними происходит молчаливый диалог. Это довольно – таки романтическая сцена, юноша ухаживает за девушкой, он заботливо присел возле нее и нежно прикасаясь к рукам предлагает лимонад. Рядом склонилась судя по всему нянька или может быть какая – ни будь родственница. Скорей всего молодой особе нездоровится.

Терборх очень талантливо описал элементы одежды. Видна шубка, по краям отделанная мехом, платье, сшитое из тонкой благородной ткани. Все это выдает богатую девушку, кавалер выглядит этаким франтом, который излишне заботится о своем внешнем виде. Видно, что кавалер совсем юн.

Художник тонко выбрал цветовую гамму, он вел картину в одном цвете, ничего лишнего. Автор подобрал краски мягких оттенков, четко построена связь между темными светлыми тонами. Терборх описал самую незаурядную сцену обычной жизни. Он подчеркнул предметы интерьера, которые создают неповторимый уют: дорогое кожаное кресло, небольшой столик, на котором стоит темный изящный графин. Все говорит о романтизме, тонкости этих отношений.

Все бытовые принадлежности описаны очень тонко, изящно. Тоже видно и в отношениях, все пропитано заботой, участливостью, вниманием. В этой картине рассказывается о быте голландского общества, неповторимости личной жизни. Все здесь гармонично, сдержанно, подчинено чувству такта, равновесия.