Анализ картины Владимира Маковского Семейное дело у мирового судьи - Маковский Владимир
Анализ картины Владимира Маковского Семейное дело у мирового судьи

Анализ картины Владимира Маковского Семейное дело у мирового судьи

На картине – бытовая жанровая сцена. Сюжет произведения взят из жизни – сцену судебного разбирательства Маковский увидел во время поездки Орловскую губернию.

На первом плане картине Владимира Маковского Семейное дело у мирового судьи двое – простой крестьянин и представитель власти, мировой судья.

Молодой человек перед столом судьи – судя по всему, ответчик по гражданскому делу. Одежда соответствует важности момента – чистая, явно парадная, белая рубаха, сапоги (в повседневной жизни крестьяне носили другую обувь, или обходились вовсе без нее). Поза выражает волнение и внимание – парень обеими руками держится за пояс рубахи, голова немного склонена к судье.

К мировому судье вместе с парнем пришла его семья – в правой стороне картины поодаль от стола замерли в ожидании пожилая пара (скорее всего, родители ответчика) и молодая женщина с малышом на руках.

Костюмы точно воспроизводят особенности местного русского наряда. Особенно празднично выглядит молодуха – ее многоярусная одежда, сложный головной убор акцентирует торжественность момента.

Семья тесной группой расположилась на почтительном расстоянии от стола.

На заднем плане холста – ожидающая своей очереди группа людей. Возможно, это родственники или соседи, пришедшие поддержать ответчика.

Выразительно изображен мировой судья. Солидный господин средних лет одет в строгий костюм – государственная служба обязывает. Судя по многочисленным документам на столе перед судьей, к своей деятельности он относится серьезно: внимательно слушает ответчика, задает вопросы по существу дела, интересуется обстоятельствами. Стол покрыт традиционным для присутственных мест зеленым сукном, на столе аккуратной стопкой сложена юридическая литература.

Мировой судья в изображении автора – представитель русской интеллигенции, сочувствующей бедственному положению крестьян.

В правой части картины, около двери изображен еще один служивый человек – вероятно, помощник юриста. Он полностью поглощен работой – не отвлекается на происходящее вокруг, работает над очередным прошением.

Полотно останавливает взгляд, его хочется рассматривать детально, не спеша вглядываясь в каждую мелочь, раздумывая о вариантах окончания разбора дела.