Картина «Пастушки» Владимира Маковского – яркий пример русской реалистической живописи. Работа носит явно хрестоматийный характер и стремится показать жизнь простого русского народа максимально точно и ясно. Так глубоко погрузиться в мир детства художнику помогает рождение собственных сыновей.
В центре сюжета деревенские мальчишки-пастушки. На лугу с удовольствием пощипывают сочную траву коровы. Погожий день, все залито солнечным светом. Мальчик сидит на пеньке и мастерит рогатку, остальные дети внимательно наблюдают за его работой, совсем позабыв о пасущихся животных.
Они одеты в простую, свободную одежду, кое-где видны прорехи, обтрепанные края. Похоже, что дети донашивают одежду за старшими, однако, это не вызывает жалости. Их лица выражают неподдельный интерес и сосредоточенность, которые присущи только юным исследователям за интересным занятием.
Полотно написано натуральными мазками, контуры целенаправленно смягчены. Лес, составляющий фон, деликатно размыт, для того чтобы не отвлекать внимание от главных героев. Колорит полотна веселый и контрастный. Яркая зеленая трава, ясное голубое небо, красное платье девочки – художник стремится показать особую полноту жизни в деревне, умение замечать и дорожить простыми радостями. Обращение к повседневным занятиям – излюбленный прием Маковского, который помогает зрителю понять и приблизиться к простому русскому человеку.
Композиция работы очень гармоничная и расслабленная. Здесь нет мелких отвлекающих деталей, неуместной палитры цветов, наигранности и ощущения постановки. Нет четкого геометрического порядка, который был бы неуместным для такой естественной бытовой сцены. Картина получилась непосредственной и искренней, как сама душа ребенка, непорочная и наполненная светом.
Детство — это всегда беззаботность, радость, игра. Игра есть и здесь: мальчишка постарше, вероятно, пастушок, показывает рогатку, которую смастерил сам.
С интересом рассматривают ее двое младших детей, подпасков. Однако, дети на работе, они пасут коров, оттого и не видно на их лицах следов беззаботности и радости, скорее, видна усталость, ведь начинают пасти дети затемно, когда им надо бы еще спать. В то же время краски художник использовал яркие, это краски лета, и картина не вызывает уныния, она полна надежды на будущее.