Анализ картины Владимира Маковского Не пущу - Маковский Владимир
Анализ картины Владимира Маковского Не пущу

Анализ картины Владимира Маковского Не пущу

В. Е. Маковский писал прекрасные жанровые сцены, которые порой были обличительными по отношению к порокам общества. Русский художник проникнут сочувствием к этим язвам общественной жизни, принесшим в мир немало слез, боли и смертей.

Картина «Не пущу» рассказывает нам о пагубной тяге к алкоголю. Работа была выполнена в 1892 году, когда многие деревни переросли в города. Зрители видят ограниченный рамой картины городской участок.

Эта картина Владимира Маковского Не пущу изображает жуткую по своей сути сцену, которая, к сожалению, имеет место в некоторых семьях и в наше время. На полотне мы видим, как женщина всеми силами пытается преградить своему мужу вход в пивную. В её глазах читается явный страх, но она готова на всё, чтобы горе-пьяница не отнёс в кабак последнее, что есть в семье.

Мужчина держит в руках жалкие пожитки, которые сейчас же готов пропить. Он с ненавистью смотрит на жену, пытающуюся остановить его. Даже грустные глаза ребёнка не останавливают пьяного тирана.

Видно, что мужчина завёл руку за спину. Возможно, он хочет вытащить оттуда нож, чтобы безжалостно прочистить себе дорогу в пивную. Драматизм ситуации усиливается показным одиночеством семейной пары: вокруг нет ни одной живой души и ни единого намека на спасение.

«Несчастные работники и ремесленники часто тратят в кабаках все, что должны были бы принести своим женам и детям; часто можно видеть, как они пропивают даже одежду и остаются абсолютно голыми»,— писал в своих записях о России английский дипломат Д. Флетчер.

Владимир Маковский постарался сделать свою картину максимально реалистичной. Он показал трагическую женскую долю и безвыходность создавшейся ситуации. Именно поэтому мы никогда не увидим это произведение в школьных учебниках.

Забор выстроен уходящими вдаль блоками – с соблюдением реалистичной перспективы; над ним высятся стоящие поодаль многоэтажки. На ближнем плане – уличный фонарь и открытые двери кабака с яркими вывесками: «Пиво».

Три человеческие фигуры изображены на переднем плане. Женская фигура преграждает вход в пивную. За юбку женщины ухватился мальчик. Они вместе обратили взгляды на стоящего напротив мужика. Это муж и отец, высокий мужчина средних лет, в заношенной, грязной и порванной одежде.

Забулдыга наметил цель попасть в кабак и, кажется, с ненавистью смотрит на останавливающую его жену. Женщина с отчаянием и ужасом в глазах не желает пускать мужчину. Сынишка с жалостью обнимает маму, его грустные глаза ни капли не трогают пристрастившегося к выпивке отца.

Маковский отказывается изображать пагубную привычку в ореоле эстетизации и романтизации. Только правда, пусть и очень горькая, видится зрителями на картине «Не пущу»: трагедия забытой любви, драма детского одиночества и ужас морального и физического облика человека, оказавшегося во власти алкоголя.

Картина написана в стиле реализма, жанр – жанровая живопись. Художник передал печальное настроение с помощью сероватых, тусклых красок. Землистые и грязные зеленоватые оттенки придают атмосфере полотна налет болезненности и обреченности.

Драматичность усиливается показным одиночеством семейной пары: ни одной живой души, ни единого намека на спасение в поле зрения не присутствует.