Владимир Маковский вошел в историю русского искусства как признанный мастер «малого жанра», автор короткого, яркого, занимательного рассказа в живописи. Художник происходил из знаменитой художественной династии, родоначальником которой был его отец Егор Маковский, коллекционер, знаток и любитель искусства. До переезда в 1894 году в Санкт-Петербург жизнь художника была тесно связана с Москвой, где он создал наиболее известные произведения бытового жанра: «Крах банка», «Толкучий рынок в Москве», «На бульваре».
Поводом для создания картины «Крах банка» стали конкретные исторические события: банкротство Московского ссудного коммерческого банка и крах Скопинского банка в 70-е – 80-е годы XIX века. Жертвами коммерческих махинаций банкиров, в основном, стали состоятельные горожане.
На картине «Крах банка» Владимир Маковский показал сильные переживания людей, которые доверили банку свои сбережения. В передаче самых разнообразных эмоций, – отчаяния, горя, возмущения – обнаруживается тонкая наблюдательность художника. Перед зрителем раскрывается целая галерея типов и характеров. Выразительное описание произведения оставил художественный критик Владимир Стасов: «Старая дама, сделавшаяся от отчаяния настоящей фурией и грозно приступившая к конторщику, женщина, упавшая в обморок, помертвевший старик: вся толпа, мечущаяся в припадке ужаса и страсти, и, как контраст всему этому разбушевавшемуся морю, служебная правильная фигура дежурного полицейского — эта была сцена чудесно правдивая, великолепная».
Маковский рисовал картины на различные темы. Они могли быть полны юмора, иронии или презрения. Он известен как создатель бессчетных картин, правдиво показывающих всевозможные уровни российского общества своего времени. Купцы, чиновники, дворяне, ремесленники, крестьяне, нищие, бродяги – все могли стать героями его картин.
Восьмидесятые годы – период расцвета художника. Он написал немало отличных работ, среди них работа «Крах банка», написанная в 1881 году. В ней повествуется трагическое разорение Ссудного банка в Москве. Маковский показал эпизод, когда инвесторы прибежали в банк, надеясь сохранить хоть частичку своих денег. Они еще не могут поверить в вероятность такого дерзкого ограбления. В помещении преобладает холодный свет.
В картине чувствуется суматоха, происходящая в тот момент. Каждый человек уникален. В позе и жестах человека можно предположить характер, который задумывал художник. Он мастерски передает разнообразные реакции на одно и то же событие: отчаяние, горе, гнев. Кто-то стоит с понурым лицом, другой пытается выяснить, что же делать или громко возмущается произошедшим. Слева изображена бабушка, которой стало плохо от этой вести. Ведь возможно, пропали ее последние деньги.
Живописец уделяет большое значение расцветке картин. На полотне преобладают холодные цвета: серый, черный и синий. Цвета мягкие и не отличаются яркостью. С помощью этого демонстрируются выразительные лица, позы, жесты. Тем самым показывая стереотипное поведение буржуазного общества.
Оригинальность сюжета привлекает зрителей. Смотря на картину, испытываешь чувство сострадания. Ведь картины рассказывает о нелегкой судьбе простых людей. Скорее всего, сюжет задумывался с целью не только показать прошлое, но и задуматься над будущим, так как событие актуально и в настоящее время.
Картина «Крах банка» была представлена на 9-ой выставке Товарищества передвижных художественных выставок в 1881 году и привлекла особое внимание современников. Однако, если Стасов отмечал в произведении Маковского трагическое звучание, то его оппоненты воспринимали «Крах банка» как «анекдотическое» произведение. Картина «Крах банка» «иронична в своей серьезности», «тут каждая фигура сама по себе смешна», — писали современники.