На картине «Ожидание» изображены люди разного возраста, социального положения, достатка, собравшиеся в зимний морозный день у ворот городской тюрьмы, так называемого «Московского пересыльного замка», расположенного на Воробьевых горах. Всех персонажей картины объединяет чувство горя, долгого, томительного ожидания. Родные и близкие ждут момента последней встречи с осужденными родственниками, чтобы повидаться с ними перед ссылкой в Сибирь. Пожилая старушка и ее дочка застыли в терпеливом молчании. Молодая горожанка успокаивает плачущего младенца, а трое крестьян с котомками с любопытством прильнули к входным воротам. Выразительно передана фигура часового в тулупе с ружьем – безмолвного свидетеля ежедневных печальных сцен у тюремной стены.
Владимир Маковский изображает персонажей картины с открытым участием и теплотой. Художник явно сочувствует своим героям. В 1875 году, когда была создана картина, еще не схлынули волны арестов по делу о «хождении в народ». Вероятно, произведение имело очевидную цель привлечь внимание общества к проблеме народнического движения.
Непревзойдённый гений реализма и тематических сюжетных картин Владимир Егорович Маковский в 1875 году закончил работу над полотном «Ожидание у острога». Идея картина была навеяна революционными настроениями, доминирующими в стране.
Множество людей за свои мысли касательно политики действующего правительства отправлялись на каторжные работы. За ними шли их семьи: женщины, дети, старики. Владимир Маковский, как человек остро чувствующий всю боль и горесть русского простого народа, не остался в стороне этих печальных событий.
«Ожидание у острога» изображает множество людей. Все они разного возраста, но объединяет их общая цель. Каждый из присутствующих ожидает выхода родных людей, которых отправляют в ссылку на сибирские земли. Их лица полны скорби и печали. Позы говорят о тяжелом моральном состоянии. Плечи опущены, руки скрещены. Все это происходит на фоне унылого зимнего пейзажа. На заднем плане дом, где держат несчастных. Цветовая палитра выбрана весьма сдержано, яркие вкрапления отсутствуют.
Гениальный живописец, который многие годы потратил на созерцание горя русского народа, был крайне сочувствующим человеком. Все его произведения основаны на этих эмоциях.
Картина Владимира Маковского «Ожидание» также известна под вторым названием – «У острога». Эскиз к произведению был написан художником в 1874 году.
Работа была представлена на 4-ой выставке Товарищества передвижных художественных выставок в 1875 году. Современник и близкий друг Владимира Маковского художник-пейзажист Александр Киселёв обратил внимание на отсутствие в этой картине иронического эффекта, характерного для многих произведений живописца. Киселёв писал об этой работе: «Довольно взглянуть в лицо бедной старушки в шубе и капоре, чтобы почувствовать, как бы неуместен был здесь в присутствии такой скорби, самый малейший намек на веселую нотку». Вся обстановка дополняет «общий аккорд заключительной нотой и придает всему сюжету удивительно «закругленный элегический ensemble»».