Снегурочка — любимый сказочный персонаж Рождественских праздников. Васнецов создает свою картину явно под влиянием сказки Островского и оперы Римского-Корсакова.
Сказочно красивая ночь: заснеженный лес, залитый лунным светом, звездное небо. Снегурочка только что вышла из леса, она уже готова сделать первый шаг навстречу людям. Вдали виднеются огни деревни. В эту минуту она, испуганная, бледная, но решительная, последний раз оглядывается на свой дом — лес. Кажется, что глаза ее полны слез, а в следующее мгновение понимаешь, что Снегурочка не может плакать.
Перед героиней, едва заметная ловушка или капкан. Деревья окружены сиянием, в котором можно разглядеть глаза и широко раскрытые рты. Родной лес предупреждает Снегурочку об опасности. Слева, за спиной сказочной героини, легко читается человеческий силуэт. Мать ли Весна ее провожает, отец ли Мороз…
Тревога наполняет картину, предчувствие беды. Нет, Снегурочка минует ловушку для зверя. Но скоро она попадет в совсем другую ловушку. Ярило-Солнце убьет дочь Мороза и Весны за то, что познала любовь не будучи человеком.
Огни деревни смотрят недобро, словно чудище из темноты. Нелегко Снегурочке сделать выбор. Но уже в следующий момент она смело шагнет навстречу новому, чужому, неизвестному.
Ее наряд (шубка, рукавицы, шапка) вобрал в себя все оттенки снега, леса, неба. Ослепительно белый снег, сине-зеленая ночь, молодые елочки на переднем плане — все в картине прописано с необыкновенной точностью, достоверностью. Сказка не терпит лжи.
Картину «Снегурочка» по мотивам произведений композитора Римского-Корсакова, написал художник Виктор Васнецов в 1899 году.
Еще не начавшись, история Снегурочки на картине уже полна тайны и драматизма
Девочка в шубке и варежках только что вышла из ночного заснеженного леса. Она с тревогой всматривается вдаль и направляется туда, где живут люди. Она еще не знает, что ей предстоит пережить счастье общения, большую любовь и за все это поплатиться своей жизнью и растаять навсегда.
Но это потом, а сейчас она только что вышла из леса и прислушивается к звукам оттуда, где живут люди.
Вдалеке на картине видны огни деревни, для лесной холодной девочки они неизвестны и пугающие. Слегка неуверенная в правильности своего поступка, Снегурочка все-таки делает несколько шагов по нетронутому человеческой ногой снегу.
Она волнуется в ожидании неизвестного, но не может заплакать – это растопит ее маленькое холодное сердечко.
Тема и общий фон картины сумрачны и таинственный. Лунный свет падает на проселочную дорожку, лесная ночь звездна и тиха.
Снегурочка, как маленькая испуганная девочка — бледна и встревожена. Душа ее полна сомнений, правильно ли она поступает, что идет туда, к огням, к шуму, к людям. Не обидят ли они Снегурочку?
В нескольких шагах от сказочной девочки виднеется поставленный людьми капкан, тени на зимних деревьях похожи на открытые рты, распахнутые как будто в предчувствии беды. Позади девочки неясное очертание, похожее на тень от человеческой фигуры, не то мать – зима, не то Дед Мороз, как будто бы еще одно предупреждение опасности.
Снегурочка еще может вернуться в лес и не показываться людям, окружающая природа как бы предостерегает ее от неверного шага. Но отчаянный взгляд героини говорит о том, что она уже решила, сделала первый шаг и теперь обязательно пойдет туда.
Для нас Снегурочка — не только героиня прекрасных зимних сказок о любви и доброте, а и идеал русской женственности и красоты. Снегурочка остается сказочной внучкой всеми любимого Деда Мороза, и в Новогодние праздники непременно сопровождает дедушку, поздравляя жителей с праздником и даря подарки.
Немало сочинений написано по картине Виктора Васнецова. Картина хранится в Государственной Третьяковской галерее в г. Москве. Гиды и экскурсоводы вам расскажут еще много интересного как о художнике, так и о его произведении «Снегурочка».
Многие произведения Виктора Михайловича Васнецова пронизаны самобытными мотивами русского фольклора. «Снегурочка» – одно из таких полотен. На создание шедевра художника вдохновили одноименная пьеса Островского и опера Римского-Корсакова. Собственно картина и писалась как декорация к постановке оперы. Прототипом сказочной Снегурочки девочка Сашенька, дочка известного мецената Саввы Мамонтова.
В русских сказках Снегурочка – это воплощение нежной красоты и чистоты. Это дитя Мороза и Весны, чье сердце не знает и не должно узнать любви. Но в трактовке Васнецова ледяная девочка получилась удивительно живой и какой-то человечной.
Полотно делится по диагонали на две части. На переднем плане изображена толща зимнего снега. Видно, что снежный покров основательный, глубокий. В такой стоит наступить – и провалишься по пояс. Слева из снега выглядывают молоденькие елочки. А за ними стоит Снегурочка. Она нарисована не в центре композиции, а чуть сбоку. Создается ощущение, что зимняя красавица только-только вышла из леса. С удивлением и растерянностью она оглядывает свои владения. Руки чуть расставлены в стороны, словно Снегурочка готова обнять все, что видит вокруг. Костюм под стать этой царевне зимнего леса. Богатая парчовая шубка практически сливается с поверхностью снега. Наряд расписан золотым шитьем. Маленькая шапочка с меховой опушкой вносит в образ Снегурочки нотку женственности и нежности.
Фигура девочки как бы подсвечена снизу. Кажется, что красота Снегурочки отражается от поверхности снега. Ничто не отвлекает нас от созерцания героини. На заднем фоне лишь темно-синее, почти черное небо с таинственным зеленоватым отливом. И только внимательно приглядевшись, мы можем различить огоньки домов, затерянных в этом волшебном зимнем царстве.