Картину “Сивка-бурка” написал русский художник Виктор Васнецов в период 1919-1926 гг. Все мы знаем, что она – иллюстрация к мифологической, литературной сцене, а проще говоря – любимой с детства одноименной сказке.
Любопытный, неординарный сюжет и богатая палитра не мешают полотну нести сочетание романтизма и символизма.
“Сивка-бурка” – лишнее подтверждение обожания Васнецовым народного творчества
Основная нить этой сказки – частое явление в русском фольклоре: герой побеждает с помощью магических сил. Здесь Иванушке-дурачку исполняет желания чудесный конь, которого тот поймал топтавшим отцовскую пшеницу. Например, превращает его в прекрасного молодца.
Царь обещает отдать дочь замуж за того, кому удастся ее поцеловать. На полотне – момент, когда Иван допрыгивает на верном Сивке-бурке до окон высокого терема красавицы и целует ее.
Удивленная толпа зевак осталась где-то внизу, конь вознес героя едва не до небес и словно застыл в прыжке. Это ощущение усиливается развевающимися полами кафтана Иванушки-дурачка и гривой красавца-жеребца.
Картина останавливает взгляд именно на центральных персонажах. Общее настроение сюжета – живое, торжественное. Яркое синее небо, наряженное пушистыми облаками, роскошные одежды парня и девушки, великолепное, мощное животное с сияющей гривой – от всего этого на сердце становится радостно, празднично, светло.
Палитру полотна составляют чистые оттенки красного, белого и синего цветов. Картинка намеренно плоская; единственный объем – тень жеребца на тереме.Несмотря на мифологическую природу, иллюстрация восхитительна в своей ординарности, как мысль и сюжет самой сказки “Сивка-бурка”. Виктор Васнецов, по сути, всегда стремился донести до людей то же, что и самое доброе народное творчество: нет непреодолимых ситуаций, добро в конечном счете побеждает зло.
“Сивка-бурка” В. М. Васнецова относится к незаконченным работам его последних лет.
Основная мысль сказки, послужившей основой для написания этой картины, часто повторяется в русском фольклоре – герой достигает успеха, не прикладывая для этого особых усилий, пользуясь помощью волшебных сил. В «Сивке-бурке» желания младшего сына, Иванушки-дурачка, исполняет пойманный им чудо-конь, который вытаптывал отцовские посевы пшеницы.
На картине изображен момент сказки, когда Иванушка-дурачок, превратившийся с помощью волшебного коня в прекрасного добра молодца, исполняя волю царя, пообещавшего отдать дочь в жены тому, кто поцелует её, с третьей попытки допрыгивает на Сивке-бурке до окна высокого терема, в котором сидит царевна. Далеко внизу осталась ликующая толпа, прекрасный белый конь вознёс молодца на недосягаемую высоту и будто застыл в полёте. Это впечатление подчеркнуто разлетающимися полами кафтана и развевающейся гривой коня. Всё внимание зрителя сосредоточено только на центральных персонажах. Общий настрой картины яркий и радостный: промытое синее небо с нарядными белыми облаками, богатая одежда героев, красавец-конь с длинной гривой, — всё это создаёт ощущение весёлого праздника. Палитра картины состоит из чистых цветов – красного, синего, белого, по манере исполнения она напоминает незамысловатые лубочные картинки, изображение нарочито плоское, только тень на стене терема придаёт некоторый объем. Картина прекрасна в своей простоте и непритязательности, она сама как сказка, добрая и поучительная.
Полотно Васнецова рассказывает нам всем уже известную давно сказку про братьев, среди которых имеется младший и он – дурак. Но, как известно, дуракам всегда везет, поэтому ему достается самая хорошая лошадь, точнее помесь лошади, самая красивая девушка, которая обязательно мастерица-искусница на все руки.
На картине изображен терем, а окне этого терема девица-красавица. На неизвестной высоте прекрасный юноша, а по сюжету сказки – дурак, на сивке-бурке пролетает возле этого окошка терема, при этом страстно целуя любимую.
Где-то внизу видны головы людей, они радуются и ликуют, приветствуя молодых и влюбленных. Эта картина – эпизод из сказки, но в ней художник оставил все свое видение о добре, честности, храбрости и отважности. Ведь решившись на такой поступок, юноша доказал, что он может быть претендентом на руку дочери царя. Оба они празднично одеты, множество деталей, которые подчеркивают важность картины и того, что происходит с героями.
Стоит обратить внимание на коня. Это прекрасный жеребец, умный и сильный, не говоря уже о верности и благородстве. Его сильное тело вытянулось в прыжке, будто специально замерло, чтобы у юноши было время на поцелуй прекрасной царевны.
Васнецов надеялся, что эта картина покажет людям, что безвыходных ситуаций не бывает и за счастье стоит бороться, даже выходя за рамки разумного. Призывал людей к вере и справедливости, наделяя своих героев этими качествами.