Теплый летний вечер, настежь открыты двери на балкон. Пятеро чиновников проводят свой досуг за любимой карточной игрой. На самом деле в игре только трое. Четвертый, отвернувшись ото всех, опрокидывает очередную рюмку. Пятый, самый молодой, в игре участия не принимает. Умирая от скуки, он зевает открыто, широко и искренне. Трое за столом увлечены игрой.
Старичок подслеповато разглядывает свои карты. Двое других жадно заглядывают в его расклад, ничуть не стесняясь. Подлость происходящего совсем не смущает, она пробудила в героях какой-то хищный азарт.
Скука, оловянная скука — вот атмосфера, созданная Васнецовым. Вместе с тем, поражает и внутренняя пустота всех участников этого душного вечера. Они не в силах ничего другого придумать, они обречены на такие вечера: одинаковые и бессмысленные.
Свет, идущий от свечи, создает огромные тени на стенах гостиной комнаты, подчеркивая ничтожность присутствующих. Аляповатый барельеф, украшающий камин, портрет на стене — все безвкусно, пошло, глупо. Часы в углу — единственный живой организм на картине. Идет процесс «убивания» времени.
Васнецов – автор множества великолепных исторических и фольклорных полотен. Непревзойденный мастер – основатель “неорусского” стиля, который был рожден из неординарной смеси исторического жанра и символических тенденций, продиктованных народным творчеством.
На картине “Преферанс” изображен теплый летний вечер, где при тусклом свете, под монотонное тиканье часов компания чиновников коротает время за карточной игрой. Но интерес к ней проявляют далеко не все игроки: один отвлекся на рюмку горячительного напитка, другой — созерцает что-то в другом углу помещения, не скрывая откровенной скуки и желания отправиться домой.
Трое игроков продолжают затянувшуюся партию за столом, накрытым зеленым сукном. Игру нельзя назвать честной: двое ее участников отчаянно и бесцеремонно стараются заглянуть в карты подслеповатого старика, который в сумраке пытается хоть что-то разглядеть и сделать правильный ход.
Мастер явно выбрал этот сюжет, подчеркивая, как многие слуги народа забывают о чести, совести и долге на государственной службе. Особенно, когда дело касается игровой горячки.
О процессе создания данной картины есть любопытный факт: идея возникла еще на момент, когда Васнецов находился в Петербурге. Переехав в Москву, он попросил предоставить ему возможность понаблюдать за карточной игрой. Но первый опыт оказался неудачным: выбранные картежники показались творцу слишком простыми и суетливыми, не вписывающимися в образ задуманного сюжета.
Работе “Преферанс” было суждено стать завершающей “бытовую эпоху”: ей на смену пришли кардинально новые полотна мастера, изображающие мир сказочных легенд и мистических персонажей.
В настоящий момент картина “Преферанс” хранится в Третьяковской галерее, в Москве.
Коптит свеча. Звонко тикают из угла часы. Недавно они били – четыре часа, скоро рассветет. Но в Петербурге не принято рано ложиться. Всю ночь в комнате идет игра, размеренная, как тиканье часов. Кто-то сдал. Кто-то повысил ставку. Кто-то прячет за бравадой недовольство и отвращение к попавшим в руку картам. Девушка с портрета смотрит поверх голов с выражением скованного презрения на красивом лице. Бродят по стенам гротескные черные тени.
Пятеро чиновников играют в преферанс. День окончился, минула ночь. Днем они работали – а вернее, изображали, что работают. Вот их лица – обвислые щеки, бугристая кожа, заплывшие глаза. Стиснутые губы. Они умеют лгать, умеют красиво брать взятки. Умеют играть до утра, не признаваясь, как точит их вездесущая скука. Днем они перекладывали бумажки, изображали кипучую деятельность.
Но скоро рассвет и все тяжелее спрятаться от себя. Самый молодой из них зевает – широко, открыто, даже не пряча нежелания доигрывать за прикрывающей рот ладонью. Что он здесь делает, он не понимает и сам. Тонет в душной скуке летней ночи.
Один из чиновников пьет. Так пьют закоренелые пьяницы – резко, залпом, запрокидывая голову и не обращая ни на кого внимания. Ему прискучила игра, ему надоели липкие карты. Водка тепловатая, но это нестрашно.
Трое играют. Нервно стучат пальцы по зеленому сукну стола. Самый старший из чиновников прячет неуверенность. Шевелятся руки, шевелятся губы, он считает, как правильнее пойти. Двое других смотря недовольно, выжидающе и самодовольно. Старичок проигрывает, им отлично это известно.
А ещё им скучно, и пока хоть кто-то проигрывает или выигрывает, они могут занять себя хоть на полчаса, хоть на час. Ещё минус день, и минус ещё один. Скука убивает их..
Это последняя картина Васнецова на бытовые темы. Словно разочаровавшись в томной скуке мира он обратился к сюжетам сказочным, ища спасения в них.
Не знаете где заказать качественный алкоголь в дубае? В таком случае следует воспользоваться специализированным ресурсом, который представлен по адресу — https://alcodubai.net