Анализ картины Виктора Васнецова После побоища Игоря Святославича с половцами - Васнецов Виктор Михайлович
Анализ картины Виктора Васнецова После побоища Игоря Святославича с половцами

Анализ картины Виктора Васнецова После побоища Игоря Святославича с половцами

Картина Васнецова «После побоища Игоря Святославича с половцами» была написана художником в 1880 году. Сюжетом для картины художник выбрал героический и кровавый эпизод из древнерусского произведения «Слово о полку Игореве».

На картине изображено поле битвы после окончания побоища. На фоне восходящей из-за облаков розовой луны, зритель видит зеленое поле, усыпанное трупами воинов. Здесь лежат и опытные матерые воины и молодые юноши — смерть от стрел и мечей половцев не пощадила никого.

Тела половцев и русских воинов лежат рядом, этим художник показывает, что перед смертью все равны. Теперь для них закончены конфликты, решены все проблемы, смерть примирила бывших врагов. Вокруг лежит кровавое, никому не нужное оружие, некоторые трупы еще сжимают в мертвых руках луки и мечи.

Над полем летают почуявшие смерть и кровь коршуны. Битва окончена, начинается пир стервятников. Они победно парят над поверженными, присматривая себе лакомые кусочки. Пройдет немного времени и они закончат начатое людьми и очистят поле битвы от человеческих останков.

На картине природа противопоставлена людям. Люди на полотне — смерть, а природа, зеленое поле с яркими голубыми цветами, ночное небо с яркой луной — это жизнь. Противопоставляя жизнь и смерть, художник тем не менее прославляет своим произведением отвагу и воинскую доблесть русских воинов.

На картине художник изобразил больше русичей, чем половцев, и это не случайно. Битва, которую изобразил художник, закончилась победой половцев. Несмотря на тяжелый эпизод, изображенный на картине, полотно не производит удручающего впечатления. Напротив картина внушает гордость и оптимизм за прошлое родной страны.

Тела половцев на картине изображены скрюченными, с обращенными в землю лицами. Этим художник дает понять зрителю, что их души навсегда останутся в их мертвых загнивающих телах и не смогут найти путь на небеса. Погибшие русские воины напротив лежат, повернутые лицом к небу, в ровных и спокойных позах. Это говорит о том, что даже после смерти они смогли сохранить честь и достоинство.

Исход страшной битвы с половцами — сюжет картины Васнецова. Поле усыпано трупами. Судьба не пощадила ни опытного воина, ни юношу, жизнь которого прервала половецкая стрела. Они лежат рядом, пораженные дикими половцами.

Тела половцев и русичей лежат рядом. Смерть примирила их, уравняла, успокоила, разрешила все конфликты. Окровавленное оружие валяется ненужное, отслужившее. Мертвые руки еще сжимают красные щиты, бессмысленные теперь.

Над мертвыми телами схватились в драке стервятники. Они продолжают то, что люди уже закончили. Над полем восходит розоватая луна. Она словно отражает кровавое поле битвы. Совсем скоро мертвое поле накроет ночь. Битва окончена.

Природа в картине противопоставлена сюжету. Если люди — это смерть, то природа вокруг полна жизни.

Показывая одно из важнейших событий русской истории, Васнецов славит отважных русских воинов, воспевает их подвиг. Художник изобразил гораздо больше мертвых тел русичей.

Действительно, битва закончилась победой кочевников. Но Васнецов не вносит в сюжет уныния или скорби, он внушает оптимизм и гордость за прошлое своей страны, своего народа.

Васнецов — романтик, поэт в живописи — сумел создать полотно, способное воспитывать патриотические чувства зрителя.

Васнецов обратил внимание зрителя на события, которые происходили во времена становления Киевской Руси. Однако эта картина была написана для того, чтобы показать людям смелость и храбрость духа, независимо от исхода войны.

Данная картина раскрывает нам события, которые стали легендарными и были запечатлены в хронологическом источнике, под названием «Повесть временных лет», который тщательнейшим образом вел Нестор-летописец. В данном собрании подвигов и военных действий, нашло свое место и «Слово о полку Игоревом», из курса литературы еще со школьной скамьи всем известна данная трагедия.

Не зря художник изобразил смерть и уныние, это дает понять, что, даже зная, каким будет исход битвы, войско доблестного князя не сдалось и пошло на смерть, окропив землю кровью и потом. Фигуры изображены не в хаотичном порядке, а таким образом, что, когда они – русичи, погибали, сражаясь за Русскую землю, падали с распростертыми руками, чтобы как можно больше родной землицы накрыть своим телом. Хорошо запомнились юноша, пронзенный в сердце стрелой, могучий богатырь, лежащий вниз лицом на земле раскиданные в только судьбе одной понятном порядке.

Картина пронизана гордостью и величием. Художник специально возвеличил смерть, чтобы придать больше страсти и веры в дело, за которое берешься. Эта картина служила побудителем к военным действиям второй половины 19 века. Она была вдохновителем на ратный подвиг и благородство, патриотизм и самопожертвование.

Своим творением зазывал не бояться смерти, а наоборот, идти на войну с мыслью о кончине, как о чем-то величественном и неминуемом, но чтобы она была именно с целью, с воспоминаниями потомков с восхищением. Васнецов не побоялся стать на сторону оппозиции и принести свое творчество в «жертву» на благие идеи и цели.