Анализ картины Исаака Левитана Вечер после дождя - Исаак Левитан
Анализ картины Исаака Левитана Вечер после дождя

Анализ картины Исаака Левитана Вечер после дождя

Городской пейзаж, душевности и поэзии которого ни в коей мере не мешает урбанистическая составляющая, был написан в 1879 году. Исааку Левитану было тогда всего 19 лет.

Вечерний сюжет был очень близок начинающему живописцу – он ещё очень хорошо помнил то время, когда ему с братом просто не было где жить. Если не удавалось спрятаться от сторожа и остаться ночевать в училище, юношам ничего не оставалось, как идти на улицу и бродить всю ночь по городу, ожидая начало занятий.

Именно в такие вынужденные прогулки Левитан много чего замечал и отмечал для себя. Вот и на этой картине мы видим пустой перрон, брусчатка которого блестит от недавнего дождя и всполохов закатного солнца. Тишина и покой. Лишь чуть слышный металлический стук колёс поезда аккомпанирует этому спокойному городскому пейзажу.

Небо написано удивительно тонко и точно – плавные переливы от голубого и белого к жёлтому и почти красному показывают не только время года, суток, но и сиюминутное природное состояние. Вот-вот окончится дождь, о чём свидетельствует и мокрые блестящие пути с перроном, и тяжёлые дождевые тучи, проплывающие низко над землёй.

Сколько этих самых вокзалов, перронов и дождей в жизни каждого, но только у Левитана этот сюжет получили такое поэтическое и даже философское претворение. Вот она сила искусства в самом своём осязательном проявлении!

Картина Исаака Левитана Вечер после дождя написана достаточно мрачными красками. Но, несмотря на это, у зрителя не создается мрачного впечатления. Все дело в том, что живописей умела использует игру света и тени. Да, небо достаточно мрачно. Тучи еще нависают над перроном, и, вполне возможно, они снова прольются дождем. Но отблески света на небе и на земле вселяют надежду на то, что после ночи будет день, а после дождя опять выглянет солнце.

Левитан не просто изображает пустынный перрон. Он передает нам свои впечатления, которые произвела на него эта картина. Широкие мазки его кисти выхватывают из мрака рельсы, деревья вдали, оранжевые всполохи на небе. Кажется, что Левитан хочет нам сказать о том, что привычное тоже может быть прекрасным. Надо лишь это увидеть и прочувствовать. В сером унынии нет грусти, так как надо всегда верить в лучшее.

Левитан был мастером пейзажа. Этот факт широко известен. Но здесь мы смотрим на художника иными глазами. Оказывается, он мастерски изображал не только красоту природы, но и города. Он видит нечто особенное там, где, казалось бы, его вовсе нет. Но на то он и мастер, чтобы подмечать особенное и подмечать практически неуловимое.

Левитан помогает нам совершенно иначе воспринимать унылый вокзал, который, как оказывается, способен навевать массу любопытных мыслей.

Тонкие стрелы рельсов устремляются вдаль – туда, где горят огни уходящего поезда. Там же, на горизонте, темнеет полоса леса. Весь пейзаж проникнут романтикой юности, волнительным одиночеством ночных прогулок. Зритель буквально ощущает свежесть летнего воздуха, умытого дождем, и слышит шум уходящей электрички.

В более зрелом возрасте картины Левитана обретут уверенность мазков, правдивость красок. Но произведения юного художника по-своему трогательные, лиричные, щемящие.