Работы Виктора Васнецова мы все знаем с детства. Герои сказок, преданий и русских былин оживают на его картинах. С огромной любовью к русской народной культуре, обычаям, в своих полотнах автор сумел передать характеры героев, их уникальность и самобытность. Виктор Васнецов – один из самых известных русских художников, один из самых узнаваемых живописцев.
Древней Русью дышит картина «Гусляры», перенося зрителя на много лет назад. В большой деревянной светлице с дощатым полом и вырезанным в виде арки смотровым окном на резной красивой лавке из дорогого дерева сидят трое гусляров. Перебирая струны, они поют о Святой Руси и о людях русских, о бесконечных просторах.
Гусли – исконно русский музыкальный инструмент. Многие былинные герои умели играть на гуслях. И Садко и Алеша Попович. Не даром на Руси, люди, умевшие играть на гуслях были почетными гостями в каждой избе и каждом тереме.
Но, на картине Васнецова гусляры не былинные герои. Это обычные монахи, странствующие по свету. Монахов трое и это очень символично. Совсем юный парень очень усерден и старателен, он еще учится, но ему нравится то, что он делает. Посредине играет и поет умудренный опытом старик, длинная седая борода, неспешные движения. С ними рядом, в таком же белом длинном расшитом одеянии, как и два предыдущих героя, сидит средних лет муж гусляр, он закрыв глаза, и отведя руку в сторону затянул славную песнь.
Молоденький мальчик еще краснеет и волнуется, он усердно поет и старательно играет. Похоже, что юноша слеп. Вероятно, художник этим показывает незрячесть юношеских поступков. Старый монах похож на сказочного волшебника, голос его льется всегда в тон, он завораживает и пленяет.
Три участника, три персонажа, у каждого свой характер. Васнецов смог совместить в одной композиции похожесть и противоположности трех поколений, связь юности, зрелости и мудрости. Глядя на картину, каждый зритель услышит трель гуслей и протяжное русское пение, мелодию поющей русской натуры, народной души.
Картина «Гусляры» написана Виктором Михайловичем Васнецовым в 1898 году, а в 1901 году автор выполнил ее копию. Первый вариант хранится в Пермской государственной художественной галерее, а второй помещен в Новгородский музей-заповедник.
Стиль, в котором написана картина, относится к исторической живописи. Этот сюжет является одним из излюбленных у художника: он любил русские сказания, сказки, былины, отражая их в своем творчестве. «Преданья старины глубокой» можно видеть и на этом полотне, где рассказчики погружают слушателя в еще более древние миры сказаний и легенд.
В те времена, что отражены на холсте, жизнь обычного люда была сложной, простолюдины жили недолго и много работали физически. В гусляры шли не по велению души или ввиду наличия дара, а по причине физического недостатка: музыкантами становились слепцы, которые не могли полноценно трудиться. На картине неслучайно изображены три разновозрастные фигуры с закрытыми глазами: отрок, зрелый муж и убеленный старец являются незрячими.
Музыканты на Руси нередко подвергались гонениям со стороны клерикальных организаций, но для простых людей они всегда были желанными гостями и в пиру, и в миру.
Судя по обстановке здания, нельзя сразу сказать что-либо о богатстве ее хозяина, ведь интерьер, в котором сидят слепцы, совсем прост: неотесанные балки, лавка и грубо вырубленный проем. И тем более на этом фоне оттеняются их одухотворенные образы.
Гамма чувств, выражающаяся на серьезных и напряженных лицах исполнителей, не может не волновать. Видно, что гусляров до глубины души трогают их сказания. Но, возвращаясь к местонахождению музыкантов, следует заметить, что огромная арка за их спиной намекает, что они сидят не в простой избе, ведь такой архитектурный элемент не был бы оправдан в небольшом жилище. Скорее всего, гусляры находятся в тереме, о чем свидетельствует вид, открывающийся из этой арки: они сидят на высоте нескольких этажей, и за их спиной красуются крыши нарядных башен. Видимо, слушатель – не простолюдин, а купец или князь.
На заднем плане виднеются бескрайнее поле и река, проглядывают крыши невысоких изб. От пейзажа веет спокойствием, художник изобразил безветренный погожий день с голубым небом и легкими облачками. Светлые тона терема за окном гармонируют с белыми кафтанами музыкантов. Картина оставляет умиротворяющее и позитивное впечатление.
Васнецов Виктор Михайлович – выдающийся русский живописец, который стал основоположником национально-романтического варианта русского модерна. Всю жизнь стремился посредством своих творений передать и показать красоту своей Родины и людей, живших там: простых рабочих и крестьян.
Картину «Гусляры Виктор Михайлович Васнецов написал в 1899 году. Выполнил он ее маслом, за основу взят холст. На данный момент, произведение находится в Пермской Государственной художественной галерее.
Васнецов всегда отличался своей проникновенностью, всю жизнь он стремился показать красоту и самобытность русской культуры и жизни простых русских людей. Художник хотел воплотить в своих картинах русский дух, часто отказываясь от общепринятых правил и канонов написания картин.
Картина «Гусляры» заставляет перенестись на многие столетия назад, дабы прочувствовать то, что хотел донести автор. На полотне изображена большая деревянная изба, с толстыми балками и деревянным полом. В центре полотна виднеется арка окна, перед которым на широкой лавке восседают трое певцов. Судя по их длинному белому одеянию, певцы – монахи. У каждого из них на коленях размещены гусли.
Глаза монахов опущены на инструмент и они, задумчиво перебирая струны, поют в лад. Слева изображен совсем молодой парень, в центре – седовласый старик, а справа – мужчина средних лет, который откинул руку и увлеченно поет. Старик же неспешно перебирает струны. Песнь их грустная, о просторах земель русских, о полях и лугах Родины, о людях. Трудящихся от рассвета до заката, о работящем народе русском.
Виктору Михайловичу Васнецову удавалось невозможное – заставить зрителя проникнуться происходящим на картине, прочувствовать дух русский и на секунду оказаться там, откуда льются песни гуслярей.