Картина «Семейный раздел» русского художника-передвижника Василия Максимовича Максимова, выходца из простой крестьянской семьи. Художник полностью разделял идеи народников, и изображение жизни просто народа – была главной темой его произведений.
В картине он весьма наглядно и реалистично изобразил дух тогдашней деревни, раскол прежних патриархальных устоев. Здесь происходит раздел имущества между двумя братьями. Сразу чувствуется смута. В небольшой тесной комнате собралось целое семейство на семейный совет, по полу разбросано куча вещей, тканей, мехов, прочей утвари. Жадность и корысть против беспомощности и скромности – вечная тема борьбы , которая так нагляднее всего показана в женских типах.
Девушка, которая стоит к нам полубоком, наклонив от печали голову – младшая невестка, обманутая и обездоленная. Ее образ печален и поэтичен, как в картинах Венецианова, она вызывает сочувствие и грусть. Противопоставление ей – алчная и злая жена старшего брата. Она сидит на стуле с видом собственного превосходства и с язвительным упреком смотрит на сноху.
Но нельзя в полном смысле этого слова назвать картину правдоподобной. Ибо крестьянские обычаи имели свой порядок и устав. Вся эта ругань и спор между двумя братьями, весь этот раздел при живом отце – совершенно неправдоподобен.
Чаще всего в таких случаях, если не удавалось поделить мирным способом – то обращались к наиболее уважаемым людям и решали все по справедливости, а потом уж мирились и расходились по домам. Или же бросали жребий, а жребий считался знаком свыше, самым справедливым решением в тяжелых случаях, которые случались в крестьянской жизни.
С первого же взгляда на полотне чувствуешь весь накал страстей, происходящий при дележе имущества между двумя братьями. Да, такое происходило и происходит в любом обществе, в любое время. Но момент, запечатленный Максимовым, происходит в сложный период конца 19-го века. После отмены крепостного права начинает меняться патриархальный, сложенный годами уклад жизни деревни. Когда-то дружные крестьянские общины и семьи распадаются, не выдержав новых перемен и трудностей.
Перед нами такая семья. При внимательном рассмотрении понимаешь, что это даже не дележ, а грабеж младшего брата старшим. По всей комнате свалены одежда, шубы, ткани, детали конской упряжи и много других вещей.
Старшая сноха просто воплощение злобности и алчности. Она раскинула руки и даже ногой придавила кусок какого-то полотна, чтобы побольше отхватить вещей и нехитрой крестьянской утвари.
В противоположность ей – младшая сноха, растерянная и беззащитная. Им с мужем достался чайник да пару рулонов ткани. Из-за белого полотна, что в ее руках, похоже, разгорелся последний спор.
Тут же присутствуют какие-то родственники, но они в стороне, уже и не пытаются примирить стороны. В красном углу художником изображена икона с горящей свечой. Возможно, автор хотел этим обратить внимание спорящих на то, что надо быть добрее, проявлять милосердие, не унижать ближних. Но все это напрасно. Жажда наживы и корысть оказываются сильнее. Раздел уже завершился.