На первом плане бегущий человек, без лица, без обуви…
На втором плане пейзаж с очень низким горизонтом, на котором два дома и меч, который упирается в полусферу и православный крест. Небо сумрачное с невесомыми облаками.
Третий план картины представлен разноцветными полосами красного, чёрного, зелёного, белого и жёлтого цветов, это основа, на которой расположен мир, представленный на картине.
Преобладает сочетание красного, белого и чёрного цветов на большой площади сумрачного ультрамарина создаёт драматическую, можно даже сказать трагическую атмосферу. Картина очень сложна в своей трактовке, но в то же время в ней становится всё предельно ясно, если знакома историческая основа того времени.
Существует теория, что в этой картине художник показывал реакцию бедствующих крестьян на политику власти относительно местных жителей. Также существует теория, что картина изображает трудный и трагичный период биографии художника, когда в Ленинграде был закрыт институт культуры, которым руководил художник.
И ещё существует как бы историческая трактовка полотна художника – как некое предчувствие или планирование посещения Западной Европы.
На картине Казимира Малевича Бегущий человек видны основные вехи творчества: супрематизм показан горизонтальными полосами земли, беспредметность показана плоскими домами у горизонта, крест напоминает о творчестве с поэтикой православия, а тема мужика – это крестьянская серия, ну и конечно же отсутствие лица у персонажа картины – это серия “мишеней”.
Но самое основное, что обращает на себя внимание – это именно “бегущий” человек. Больше у Малевича никто не бежит. Почему побежал крестьянин, образ которого всегда изображался Малевичем как монументально стоящий? А здесь стоит обратить внимание на направление движения персонажа, он бежит справа налево. А европейская культура предписывает зрителю просматривать изображения картин слева направо.
Здесь Малевич нарушает привычный вектор в живописи и этим привлекает внимание к самому процессу бега. А движение в супрематизме означает связь с неземным, космическим. Следовательно, картина о духовных движениях того времени.
Малевич – уроженец украинско-польско-белорусского пограничья всегда знал: вертикально вонзённый в сферу меч означает воинское надгробие с хвалой героической гибели, а также верховную власть и торжество силы духа. И трансформация меча со сферой в православный крест на картине Малевича говорит о витающем в воздухе переходе светской жизни в духовную, смешении истории и мифологии. На факт этих изменений обращает внимание изменение размера – от маленького меча к большому кресту.