Анализ картины Василия Максимова Все в прошлом - Русские художники
Анализ картины Василия Максимова Все в прошлом

Анализ картины Василия Максимова Все в прошлом

Обветшалым памятником чужих судеб предстает изображенный на заднем плане барский дом – свидетель шумных семейных празднеств в столовой и оживленных бесед в гостиной, летних прогулок в саду и уюта зимних вечеров у камина. Заколоченные глазницы окон, словно закрытые в полудреме веки, вторят ностальгическому состоянию героини картины – старой барыни. Вереницей воспоминаний проносятся в ее памяти молодость, пришедшаяся на «пушкинскую» эпоху – блестящий успех в свете с его приятной суетой, модными нарядами и праздными пересудами. Неисчезнувшая с годами благородная стать видна в спокойной позе помещицы, уютно устроившейся в кресле на мягких подушках. Платье с элегантным бантом, белоснежный чепец, накидка с меховой оторочкой, золотые перстни на тонких аристократических пальцах – сам облик героини выдает в ней неизменившуюся, привыкшую к роскоши высшего общества натуру. Долгая, полная ярких событий жизнь барыни с каждым днем увядает.

На картине «Всё в прошлом» Василия Максимовича Максимова изображены две женщины, довольно преклонных годов.

Одна из них сидит на крыльце и вяжет на спицах белый чулочек, должно быть, для своих внучат. На её главе — чёрный платок в белый горошек, обрамлённый книзу полоской цвета морской пены. Рубашка на ней, бывшая когда-то чёрной, сейчас выглядит как выцветшая белесая одежда изо льна.

Передник на ней серого цвета, перемежающийся в клетчатый рисунок полосками чёрного и светло-коричневого, близкого к охровому — цвета. Юбка на этой женщине длинная, до самого полу, её цвет тоже чёрный с розоватыми мелкими и частыми цветочками. За спиной у этой женщины самовар, а рядом с ней на деревянной ступеньке — набор Гжель из большой чайной кружки и глубокого блюдца бело-голубых тонов.

Чуть дальше от нас через стол от предыдущей особы сидит на кресле ещё одна дама преклонных годов, на ней напудренный парик, под ней большая мягкая подушка вдоль спины, а другая подушка — под ногами, рядом с ней на полу лежит преданный пёс. Сама дама пребывает в полудрёме, как бы подставив своё лицо на обозрение солнцу, вдали мы видим особняк, явно принадлежащий ей, а прямо под рукой у неё палочка, на которую опираются некоторые старики при ходьбе пешком.

Над женщиной цветёт сирень. Одеяния этой женщины элегантны, в некотором смысле этого слова. Жёлтое цветастое платье и бант на шее. Бабочка в парике цвета концентрированной морской волны. Серые меха, чёрная шаль и тёмно-лазурные восточные тапочки.

За бабушкой же в платке обычный деревянный дом с двумя раскрытыми нараспашку окнами, из которых торчит зелень, да цветастое одеяло, развешенное на перилах крыльца. Разделяет этих двух женщин столик, изобилующий дорогой посудой, стоящей на красивой индийской скатерти кирпичного цвета…

Старая служанка осталась доживать свой век подле госпожи. Какие воспоминания сокрыты в ее исполненных печали глазах? Чему посвящены потаенные думы и сожаления о былом? Все осталось в прошлом, далеком и безвозвратном.

По воспоминаниям самого художника сюжет картины возник еще в студенческие годы, когда он поступил домашним учителем рисования в имение графини П.П. Голенищевой-Кутузовой села Шубино Тверской губернии. Обстановка графского дома поразила Максимова своей роскошью, а беспрестанные рассказы о былом величии рода владельцев и сетования на то, что все идет к упадку, зародили в художнике мысли о картине. Тогда же произошла и судьбоносная для живописца встреча в соседнем имении с генеральской дочерью Лидией Измайловой. Несмотря на мезальянс, девушка стала верной спутницей художника, разделив с ним все тяготы творческого пути. Когда в 1885 году родители девушки умерли, родовое имение «Любша» перешло к ним по наследству, пробудив в художнике давно дремавшие замыслы о создании полотна о «дворянских гнездах». Прототипом послужила сама усадьба и воспоминания о теще – франтихе.