Выходец из крестьянской среды – Василий Максимов всю свою жизнь посвятил изображению быта простых русских землепашцев. Особое место в картинной галерее автора занимают портреты. Здесь есть изображения стариков и старух, женщин и мужчин, и особенно деревенских детей.
Картина «Девочка» Василия Максимова написана художником в 1866 году, когда он покидает Академию художеств и живёт в Шубино в имении П. П. Голенищевой-Кутузовой. Здесь он наблюдает за жизнью крестьян, «набивает» руку и вырабатывает свою авторскую манеру. В это время к нему приходит решение рисовать «живых» людей.
В создании образа крестьянской девчушки не чувствуется неопытность автора. Умело подобранные краски, прорисованные линии, детали, расположение света и тени – всё говорит о глубоком понимании художником данного образа.
Девочка-подросток нарисована мастером за каким-то занятием, во время которого её отвлекли фразой, заинтересовавшей её. Мы видим лицо умной, рассудительной девочки, взрослой не по своим годам. По сути, она ещё ребёнок, но в выражении её лица не чувствуется детскости. Наоборот, здесь присутствуют усталость, пережитые испытания, тяжесть труда и ежедневного быта.
Особенно выразительны огромные выпуклые глаза девочки. Взгляд у ребёнка умный, серьёзный, задумчивый. В нём ощущается интерес к тому, что происходит за рамками картины. Когда смотришь на девочку, представляешь, будто она сидит с тобой в комнате и внимательно слушает то, что ты ей говоришь. Но при этом она несколько снисходительно воспринимает твою речь, потому что знает о жизни больше, чем ты.
Серьёзность, сосредоточенность выражения лица, отсутствие улыбки на пухлых сдвинутых губах говорят о каких-то заботах подростка. Возможно, её отвлекли от выполнения ответственного задания. Мы не видим рук девочки, но мы ощущаем, что она не проводит время в праздности.
В данном портрете художник представляет живой образ девочки.