Анализ картины Марка Шагала Витебск рыночная площадь - Марк Шагал
Анализ картины Марка Шагала Витебск рыночная площадь

Анализ картины Марка Шагала Витебск рыночная площадь

Картина «Витебск, рыночная площадь» была написана художником М. Шагалом в 1917 году. Мастер красок решил посвятить творение своему любимому городу и изобразил на холсте его крупнейшую рыночную площадь с яркими вывесками, завлекающими прохожих, и неровными зданиями.

Автор картины использовал яркие краски и свой неповторимый стиль, выписывая каждый элемент повседневной сцены, свидетелем которой может стать каждый. На рыночной площади очень мало людей, слева можно увидеть ногу зашедшего в какое-то заведение клиента, справа – двух покупателей, заинтересованных товаром. Кое-где видны продавцы, но изображены они немного смазано, что делает их полноценной частью картины, словно торговые лавки площади и они являются единым целым.

Витебск занимал особое место в сердце художника. Здесь родина Марка Шагала, с этим местом он сравнивал многочисленные города, где довелось жить мастеру. Подтверждение этому – открытое письмо, которое Шагал написал в 1944 году, посвящённое Витебску. Художник, проживающий в эти годы в Америке, заверяет дорогой Витебск, что только с мыслями о нём, Шагал-странник жил и дышал все эти годы.

Картина «Над Витебском» Марка Шагала отличается цветовым колоритом и композицией. Здесь нет привычных метафор и психологических подтекстов. Работа выглядит довольно реалистично — прямые улицы города, заметённые снегом, низкие домики с ровными крышами, аккуратные заборы. Лишь православная церковь выделяется на фоне этого выверенного пейзажа.

Высоченные стены яркого жёлтого цвета, увенчанные куполами, заставляют зрителя обратить на себя внимания. А из-за этих стен мы видим фигуру человека — длинная борода, изогнутая палка в руках и мешок за спиной говорят нам о том, что перед нами странник.

Критики часто говорят, что таким образом Марк Шагал изобразил самого себя. Ему довелось жить и работать в разных странах, поэтому он с мешком, но мыслями он всегда был здесь, и поэтому он парит над городом. Картина, хоть и выполнена в светлых тонах, всё равно позволяет ощутить тоску автора по далёкой родине.

В центре композиции находятся мужчина и женщина. Они стоят возле ярко-красной торговой палатки с контрастной синей крышей и что-то обсуждают. Возможно, темой их разговора стал товар, на который следует снизить цену, чтобы побыстрее продать.

И люди, и дома выглядят несколько потрепанно. Ни на ком из покупателей и продавцов нет дорогой одежды. Здания старые и обшарпанные, кроме нескольких больших домов, изображенных на заднем плане.

Шагал выполнил работу в абстрактном стиле, сделав все ее элементы плоскими, а тени очень четкими. Они выделяются, выглядят неестественно и таинственно, несмотря на ясный солнечный день. То же самое касается серого дыма, выходящего из каменной трубы. Вся картина выглядит как завораживающая аппликация, под которой кроется нечто большее, чем просто изображение рыночной площади.