Анализ картины Сергея Виноградова Летом - Анализ картин
Анализ картины Сергея Виноградова Летом

Анализ картины Сергея Виноградова Летом

Картина «Летом», с ее бесхитростным сюжетом, считается одной из вершин творчества Сергея Виноградова. В 1909 году за эту работу художник получил вторую золотую медаль на Международной выставке в Мюнхене. «После чего, как из рога изобилия, посыпались мне приглашения принять участие в иностранных выставках», — писал Виноградов. В следующие пять лет его работы увидели Париж, Прага и Венеция.

На рубеже столетий в России бурно развивается промышленность, застраиваются города, и одновременно уходит в прошлое усадебный быт. В представлении части интеллигенции вместе с «дворянскими гнездами», с их нравственными ценностями и преемственностью поколений, утрачивались и исконно русские традиции. В искусстве появляется тема ностальгии по уходящей эпохе. В 1903 году Чехов пишет «Вишневый сад». Многие московские художники, включая Сергея Виноградова и Константина Коровина, которые были друзьями и учениками Василия Поленова, автора «Бабушкиного сада», также обращаются к теме дворянской усадьбы.

Картина «Летом» написана в имении Всеволода Мамонтова Головинка, расположенном в Тульской губернии. По приглашению хозяев дома, которые были очень увлечены искусством, Виноградов приезжал погостить в усадьбу десять лет подряд. Во время этих визитов он создал много пейзажей, жанровых и интерьерных работ (1, 2, 3). «Как воодушевляла Головинка милая. Как хотел передать в картинах ее поэзию, ее радостность», — вспоминал художник.

Две хрупкие элегантные женщины в белых платьях расположились за столом в тени дерева — за шитьем и книгой. Тени причудливыми голубовато-лиловыми пятнами ложатся на землю, скатерть и одежду дам. Солнце освещает верхнюю часть дома и деревья, над которыми простирается чистое бледно-голубое небо.

Колористическое решение полотна подчиняется главному цветовому акценту — стене усадьбы, выполненной в оранжево-коричневатых тонах. Эти краски перекликаются со световыми пятнами на земле и деревьях, расположенных в левой части холста, а цвет скамеек по обе стороны от стола — с густой зеленью сада.

Виноградов, используя импрессионистские приемы и поленовские традиции пленэрной живописи, настолько умело наполняет пространство картины теплым воздухом, что летний зной ощущается почти физически.

Композиционное решение полотна «огораживает» внутренний дворик имения от внешней среды, перенося зрителей в уединенный мир ее обитателей. Этот мир полон спокойствия и умиротворения, жизнь в нем протекает в полной гармонии человека и природы.

Начало 20 столетия в России характеризовалось бурным развитием промышленности. Постройка городов шла быстрым темпом, а усадебный быт уходил в прошлое. Многих искусственных деятелей начало мучить чувство ностальгии по уходящей эпохе. В этот переломный момент русский живописец Сергей Арсеньевич Виноградов создаёт полотно под названием «Летом», которая становится вершиной творчества художника.

Картина была написана в 1908 году в имении В. М. Головинка, находящегося в Тульской области. Виноградов был частым гостем усадьбы, он создал в ней множество работ. Имение Головинка воодушевляло художника на творчество, поэтому в своей картине «Летом» он хотел передать её поэзию.

Полотно обладает незамысловатым сюжетом. На переднем плане картины стол с белой скатертью, две скамейки и стул. На столе стоит ваза с цветами. На одной из скамеек сидит женщина и читает книгу. Вторая женщина сидит на стуле и занимается вязанием. На заднем плане виднеется большой дом, высокие деревья, покрытые густой зеленью, и чистое голубое небо.

Художник умело наполнил картину тёплым воздухом. Глядя на неё зритель может практически физически ощутить летний зной. Летнюю атмосферу создаёт множество деталей. Так хрупкие девушки одеты в лёгкие белые платья, они спрятались от жаркого солнца под раскидистым деревом. Тёплые солнечные лучики прыгают по поверхности дома и площадке перед ним.

Стена усадьбы является цветовым акцентом композиции. Её песочно-оранжевый цвет смотрится уютно на фоне зелёных деревьев. Картина поражает выразительностью и живостью мазка. Она демонстрирует тёплые чувства, которые испытывает автор к этому месту.