Анализ картины Валентина Серова Купание лошади - Валентин Серов
Анализ картины Валентина Серова Купание лошади

Анализ картины Валентина Серова Купание лошади

На первый взгляд, картина незатейлива и вовсе не требует никакой интерпретации. Юноша купает коня – что может быть проще? И, наверное, в кисти любого другого художника эта сцена так бы и осталась обычным этюдом, незаконченным и малохудожественным, который запечатлел случайную бытовую сцену.

У любого другого художника так бы все и было, но только не у Серова, ведь его кисть позволила создать подлинный шедевр – с изобразительной и психологической точек зрения. Даже не знакомый с творчеством Серова человек поймет, что картина таит в себе глубокое содержание, то, что скрыто за обыкновенной, казалось бы, зарисовкой.

Сама атмосфера картины пронизана тоской автора по молодости, яркости ощущений.

В этом полотне Купание лошади Серов гармонично соединил образы юности и свободной стихии, олицетворением которой являются прекрасный, чутко прислушивающийся конь и пронизанное световой энергией, овеваемое ветром морское пространство. В свойственных полотну мажорном строе, солнечности, экспрессии образа современники мастера усматривали отражение общественных настроений эпохи начавшейся первой русской революции, своих надежд на преображение русской жизни.

Присмотритесь: работающий юноша спешит, его взгляд нацелен отнюдь не на лошадь, которая покорно стоит и ждет помыва. Нет, он смотрит куда-то вдаль – там, где, возможно, купаются и резвятся его друзья. Мотивы свободы, вольности, непокорности подспудно задаются и самим животным, которое у большинства из нас ассоциируется именно с этими понятиями, и морем. Последнее достаточно спокойно, оно только лишь слегка волнуется, и это придает картине нотку умиротворения, делает ее не такой мрачной.

Лошадь на картине элегантна и грациозна. Покорно стоит она в ожидании ежедневной процедуры. Юноша спешит. Его взгляд направлен туда, где купаются и веселятся его друзья.

Блестяще удались автору тени на воде, цветовая гамма вечернего неба, энергичные линии волн.

Солнечный свет идеально выбелил бликами барашки на волнах, мокрую спину лошади, фигуру юноши. Еще несколько движений и работа будет закончена. И человек и лошадь будут отдыхать.

Горизонт чист, небо встречается с морем просто и естественно. Легкий фиолетовый оттенок неба, совсем не признак надвигающийся непогоды. Это начинаются сумерки.

Небо, правда, начинает окрашиваться в фиолетовый оттенок, однако это признак надвигающихся сумерек, а не непогоды. Так что работа мальчика скоро должна подойти к концу; пара движений – и человек с животным будут отдыхать. Нельзя не отметить, что автору в равной степени удались и персонажи, и морской пейзаж, переданный удивительно точно и ярко.

Конечно, дабы навеять зрителю нужное впечатление, Серову нужно было тщательно обдумать манеру письма, сделать ее более энергичной. Только тогда благодарные ценители его творчества почувствуют пронзительную тоску художника по давно ушедшим счастливым дням.