Анализ картины Тициана Вечеллио Аллегория времени (Благоразумия) - Тициан Вечеллио
Анализ картины Тициана Вечеллио Аллегория времени (Благоразумия)

Анализ картины Тициана Вечеллио Аллегория времени (Благоразумия)

Картину “Аллегория благоразумия” написал итальянский художник Тициан в период между 1565 и 1570 годами. Автор — знаменитый живописец, яркий и уникальный мастер эпохи Возрождения.

“Аллегория благоразумия” — одна из поздних его работ. На портрете запечатлены трое мужчин из разных поколений.

Произведение выделяет нестандартная живописная структура. Удивляет техника: мазки выполнены широкой кистью, их дополняют участки, где Тициан наносил краску пальцами. Это позволило достичь потрясающего эффекта: цвета словно проникают друг в друга, а контрастирующие тона образуют единое целое.

В верхней части полотна размещена надпись – ключ к трактовке заложенного автором послания. Смысл перевода такой: “учитывая ошибки прошлого в настоящем, можно не навредить своему будущему”.

Вечеллио Тициан увидел эту мысль именно в виде изображения трех мужчин. Главный план занимает мужчина в зрелом возрасте, его мастер сравнивает со львом — символом смелости и мудрого правления.

Рядом с молодым юношей расположилась собака, что говорит о стремлении познать мир, готовности нести службу. Последний мужчина — одинокий и умудренный опытом старец, в компании волка — символа независимости и гордости.

Изображения олицетворяют собой напоминание о прошлом, настоящем и будущем. В христианстве они выступают в качестве символов благоразумия, которое состоит из трех компонентов: памяти, знания и опыта.

Многие искусствоведы утверждают, что на полотне есть портрет самого автора – это изображение старца. Помимо того, там изображены его ближайшие родственники — сын и племянник.

«Аллегория благоразумия» была написана маслом в 1565-1570 года. Авторство приписывается итальянскому живописцу Тициану.

На работе изображены три головы животных, смотрящих в разные стороны, под тремя человеческими головами. При анализе картину интерпретируют на нескольких «уровнях».

На этом уровне представлены человеческая юность, зрелость и старость. Возможно, головы символизируют более широкое понятие самого времени, изображают прошлое, настоящее и будущее. Эта тема повторяется и в головах зверей, которые, согласно некоторым традициям, связанны с соответствующими временными периодами.

Еще один уровень, благодаря которому картина приобрела свое нынешнее название, основана на едва заметной подписи, гласящий: «EX PRAETERITO | PRAESENS PRUDENTER AGIT | NE FUTURA ACTIONE DETURPET» . Предполагает, что картина определенным образом связана с похождением молодости Тициана, и моменте, когда художник задумался о плате за необдуманные поступки.

Таким образом, картина действует как визуальный советник от трех поколений, призывающий действовать благоразумно и осмотрительно, передавая этот опыт своим потомкам.

Однако, совсем недавно, картину объяснили совершенно по-другому. Вместо «аллегории благоразумия» тематику работы определили как «грех и покаяние». С этой точки зрения Тициан показывает неспособность действовать в юности и зрелом возрасте предусмотрительно и благоразумно, что в старости приводит к сожалению и грусти.

В этой плоскости картина интерпретировалась как утверждение о благоразумии, которое приходит в старости, с опытом. Такая трактовка опровергает мнение о том, что пожилые люди представляют опасность для изобразительного искусства.

Существует версия, что на картине изображен Тициан и два его помощника. Она не противоречит указанным выше интерпретациям.

Перед нами абсолютно иносказательное творение живописца. Для расшифровки этой необычной аллегории нужно обратить внимание на надпись на латинском языке. Разглядеть ее можно в верхней части полотна. Смысл ее следующий: настоящее должно обязательно опираться на прошлое. Только в этом случае оно не будет вредить будущему

Тициан изобразил не только себя, но и сына с племянником. Их портреты представляют одно целое с головами трех животных: царственного льва, верной собаки и одинокого волка. В символике этот зверь с тремя головами как раз и обозначал Благоразумие. В его составе было три значимых вещи: память, знание и опыт.

В античности символы нужны были для того, чтобы как можно более точно обозначать важные понятия. Мужчину зрелых лет живописец справедливо уподобляет льву. Он властен надо всем. Он – истинный правитель этого мира. Юноша настолько доверчив, как и молодая собака, которая несет свою службу. Старость же умудрена, отлично знает жизнь, но при этом немощна физически и одинока. Она сродни волку.

Во времена Возрождения становятся очень популярными работы философа Древнего Рима Макробия. Он описывает статую Сераписа. Это бог солнца – настоящий монстр с тремя головами: льва, волка и собаки. Это некий цербер. Но Макробий истолковывает данный образ иначе. Он говорит о том, что это три важных аспекта временного характера. Во времена Ренесанса данный образ соединяется с олицетворением Благоразумия, которое тоже было трехглавым. В результате образовалось одно целое.

Аллегория художника поражает непростой живописностью. Все границы абсолютно размыты, темы религии и мифологии трактуются очень тонко на уровне психологии. Кажется, что этот холст соткан из размашистых мазков кисти, которые местами втерты просто пальцами. Тона дополняют и взаимопроникают. В результате создается единство. Именно из него берут свое начало краски и формы.