На полотне изображена дочь хозяев поместья Головинка Соня Мамонтова. Девочка старательно играет на фортепиано, пока на соседнем стуле сидит её пес, слушая музыку.
Цветовая гамма
Комната освещена солнечным светом, который непрямыми лучами попадает в окна. Мешают этому раскидистые деревья, вид которых художник детально изобразил. Природа за окном – один из самых ярких акцентов картины.
Вторым цветовым акцентом является наряд девочки. Она одета в насыщенно-синюю кофту, такого же цвета банты украшают прическу, а ноги до колен закрывает нежно-розовая юбка. Цвет юбки девочки перекликается с такими же светло-розовыми стенами комнаты, где происходит действие.
Белый пес будто только привстал с места своего отдыха, вся его фигура чуть наклонена вперед и он пристально следит за стараниями Сони.
Художник много внимания уделил деталями интерьера, нарисовав их почти с фотографической точностью. Зритель может разглядеть страницы книг, которые лежат на полках по сторонам от фортепиано, картину, которая висит над ним и икону в верхнем углу.
Интересные факты
Соня Мамонтова была любимой моделью Сергея Виноградова. На его картинах можно увидеть, как она сидит с книгой за столом или стоит в интерьерах дома. Позднее Софья писала, что художник в детстве был им с сестрой ближе многих родственников, а все члены семьи считали его близким другом.
Мать Софьи, Елена Дмитриевна, в своей усадьбе организовала место, где собирались представители творческой интеллигенции той эпохи, активно вела меценатскую деятельность. Позже, во время СССР, Софья Мамонтова продолжила деятельность семьи и в 1960-х гг. участвовала в проектах Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.
С 1910 года С. А. Виноградов, как и его единомышленники из Союза русских художников, был серьезно увлечен темой старых усадеб Российской империи. Новое течение породило обширную серию картин, элегичных и проникнутых лиризмом. Просторные интерьеры загородных имений, цветущие сады, залитые солнечным светом, – это все вдохновляло и очаровывало Виноградова.
Был у художника близкий товарищ и одновременно соратник по живописи – Алексей Степанов, у которого была дочь – девочка Екатерина. Они часто встречались вместе в имении Головинки. В этом месте с поэтичной природой и красивыми ухоженными дачами художник Виноградов работает над галереей однотипных картин, называемых им кратко: «В доме». Мастера интересует интерьер комнат, размеренная жизнь людей вдали от города и цветущая за окнами живая природа.
На полотнах часто мелькает маленькая девчушка с косичками. Это есть та самая дочь друга художника – Катя Степанова.
Виноградов пишет ее во время разных занятий: за обеденным столом, на веранде, за вышивкой и рисованием. На картине «Играет» 1914 года Катенька сидит за пианино. Помимо фигуры девочки, живописец включил в сюжет фигуру собаки, которая устроилась на стуле рядышком.
Много внимания уделил он описанию убранства дома. Желтые обои в полоску, правильно расставленные стулья, икона в углу, большая картина, книги на полках. Закрытое окно украшает ажурная занавеска.
Пространство залито мягким светом. Свежая зелень деревьев за окошком отражается на зеркальной глади черного пианино. Это слияние пейзажа на улице и интерьера смотрится гармонично и жизнерадостно.
Полотно «Играет» написано широкими, протяжными и стремительными мазками. Смотришь на холст, и ощущаешь настроение девочки, юной пианистки. Непринужденная игра, отдых, мир и покой воцаряются в душе от просмотра работы, которая ныне находится в художественном музее Беларуси.