Имя Альбрехта Дюрера вот уже столько веков входит в пресловутую сотню самых гениальных людей в истории человечества. Он был великолепным мастером графики, непревзойденным живописцем своего времени, теоретиком искусства, а еще ученым, исследовавшим теории перспективы и геометрии, которые актуальны и на сегодняшний день. Портреты, принадлежащие кисти этого выдающегося художника, пользовались особой популярностью у знати и коронованных особ. Его называли немецким Леонардо да Винчи. Он так же был первый портретистом Позднего Средневековья, изобразившим себя в жанре автопортрета.
А начиналось все с того, что отец Альбрехта Дюрера — ювелир, видевший в младшем сыне своего продолжателя, начал приобщать его к делу. К 13 годам Альбрехт-старший уже доверял сыну рисовать эскизы ювелирных украшений, которые сам затем и изготавливал. У сына была уверенная рука, был хорошо развит глазомер и чувство пропорций.
Как то взяв серебряный карандаш ювелира, который нельзя было подправить, и глядя в зеркало, Альбрехр нарисовал свой портрет, что было достаточно сложно, так как нужно было постоянно переводить взгляд, то на бумагу, то на зеркало. При этом не меняя положения головы и выражения лица. А закончив, подписал в верхней части рисунка: «Я сам нарисовал себя в зеркале в 1484 году, когда я был еще ребенком. Альбрехт Дюрер». В те годы мальчуган даже не предполагал, что благодаря ему в европейском искусстве появится такой жанр как автопортрет.
«Это трогательное лицо с по-детски пухлыми щёчками и широко открытыми глазами, — описывает первый автопортрет Дюрера историк искусства Марсель Брион. — … похожими на глаза хищной птицы, нос с горбинкой, похожий на клюв. В лице мальчика есть какая-то нерешительность и незавершённость, но нос и глаза свидетельствуют об исключительной индивидуальности автора, уверенного в себе, хозяина своей души и судьбы».
Этот детский автопортрет свидетельствует о больших способностях, проявившихся у Альбрехта уже в раннем возрасте. Юный художник смог вполне грамотно передать и формы, и пропорции своей фигуры. Мальчик поразительно уверенно работает серебрянным штифтом, оставляющим нестираемый след на грунтованной бумаге. В правом углу позднее художник собственноручно сделал подпись с пояснением: «Это я сам нарисовал себя в зеркале в 1484 году, когда я был еще ребенком. Альбрехт Дюрер».
Свои автопортреты Дюрер помещал на многих картинах, он подписывал полным именем практически все свои работы, ставил монограмму на гравюрах и на рисунках. Подписывать даже крупные произведения в те времена было не принято, ведь в эпоху Дюрера художник имел статус ремесленника, безличного исполнителя заказов. Автопортреты для Дюрера были просто естественным способом самовыражения и самопознания. В истории искусства же они стали важным событием: положили начало существованию нового жанра в живописи и одновременно послужили толчком к переоценке статуса художника.
Эти дюреровские автопортреты интригуют и завораживают нас и по сей день, ибо непостижимо, как уживались в этом человеке мрачный мистик, автор ‘Апокалипсиса’ и ‘Страстей’ с красавцем и модником, автор трактатов об искусстве с неудавшимся поэтом и специалист по фортификации, который мечтал научиться танцевать?!
Между тем гороскоп Дюрера, составленный современником-астрологом, описывал характер художника так: он добычлив, обладает исключительным талантом живописца, он удачливый любовник, его влечёт ко многим женщинам сразу; откровенен и прямодушен, любит оружие и охотно путешествует. Он никогда не впадёт в бедность, но и не разбогатеет. У него будет только одна жена.
Для художников средневековья не были характерны автопортреты, эпоха мистицизма и возвышения божественное над человеческим повлияла на эту характерную черту эпохи. Новатором того времени выступил, как раз-таки, Альбрехт Дюрер с серией автопортретов. Личность творца всегда подавлялась теми сюжетами, над которыми он работал, но отныне взгляд на живопись изменился, ведь наступила новая эпоха в искусстве – Ренессанс.
Юноша тринадцати лет изображен в поясном портрете, в повороте на три четверти к зрителю. Ранний портрет был выполнен карандашом, есть версии о том, что портрет служил некоторым подобием наброска «до востребования», который должен был быть доработанным по мере совершенствования художественного мастерства Дюрера, однако эта версия отклоняется весомыми аргументами в пользу стремления художника изобразить себя по мере взросления и совершенствования своих навыков.
Невозможно недооценит художественный талант Альбрехта Дюрера уже при рассмотрении его ранних работ, выступая своего рода новатором, он был признан величайшим живописцем эпохи раненого ренессанса. Стремление художника освоить все новые и новые техники привело его к развитию художественной ксилографии – печатной и живописной графики, получившей широкое распространение по всему миру. На художественный талант мастера оказали влияния такие видные деятели искусства, как Рафаэль, Тициан и Бартоломео Венето.