Картина «Тристан и Изольда (Безумный Тристан)» была написана Сальвадором Дали в 1944-ом году в период длительного проживания художника в США, где он мог, наконец, в полной мере реализовать одну из самых главных страстей в своей жизни — любовь к театру. Сегодня «Тристан и Изольда («Безумный Тристан») — небольшая (26,6 Х 48,5 см, холст масло), находится в экспозиции Театра-музея Сальвадора Дали и всякий раз надолго приковывает к себе взгляды посетителей.
«Тристан и Изольда» — персональное видение Сальвадора Дали легенды XII века о бессмертной любви и супружеской измене между корнуоллским рыцарем Тристаном и ирландской принцессой Изольдой. Тристан был рыцарем Круглого стола, который влюбился в Изольду, будущую жену своего дяди, после того, как они оба по ошибке приняли любовное зелье. Это трагедия, в которой, после головокружительных поворотов злодейки-судьбы Тристан умер, в конце концов, от отчаяния, а Изольда впоследствии покончила жизнь самоубийством.
Вообще, история Тристана и Изольды — символ великой и вечной, неподвластной обстоятельствам любви. Влюбленные — стремящиеся друг к другу, наперекор всем обстоятельствам, две половинки одного целого, и, как мы знаем, такими же «половинками», пусть и в своеобразной интерпретации, были Дали и Гала — почему для художника этот сюжет всегда был чрезвычайно интересен и важен.
Простой пример: сегодня, когда я вожу туристов по Театру-музею Дали, нас сопровождает именно музыка Вагнера из оперы «Тристан и Изольда». Как мы уже сказали, к этой теме Дали возвращался неоднократно на протяжении своей жизни, уже в 1944 году создав картину «Безумный Тристан» (Тристан и Изольда) ставшую, впрочем, лишь предтечей и началом над большой и сложной работой: Дали задумал целый балет, посвященный этой теме. За основу была взята именно знаменитая опера Вагнера «Тристан и Изольда».
Для ее балетной версии Дали не только создал декорации и костюмы, но и написал либретто. Постановку балета под названием «Безумный Тристан» для Метрополитен-Опера осуществил Леонид Мясин, к сотрудничеству с которым Сальвадор Дали прибегал неоднократно. Был создан также гигантский задник к балету, повторяющий сюжет картины, о которой мы беседуем.
Дали был жутким символистом. Именно символы расставлены на полотна. Здесь также много чего интересного, если учитывать, что Дали просто так свои полотна не писал. Присмотримся к сюжету или даже просто вспомнил ту давнюю историю про этих двух влюбленных, и наверно тогда поймем, почему в 1944 году это полотно появилось в копилке шедевров непревзойдённого Дали.
Шла война. Мучительная, тяжёлая и изнурительная для любого человека, чего уж говорить о художнике. И вот тогда вдруг Дали вспомнил эту легенду о Тристане и Изольде и решил по-своему пересказать. И вот оно, что получилось… В серой пустыне два существа тянутся друг к другу, но вот только один из них несёт в себе смерть, другой – жизнь. Женский образ спрятан под одуванчик и руки женщины сжимают грудь, а на спине корни, то есть мать-Земля. А к ней тянется поцеловать её серое существо, более напоминающее смерть в плаще – уничтожение, гибель всего того, что дорого человеку. Ведь стоит им только соединиться и жизнь одуванчика закончиться, корни иссохнут, сердце остановится. Вот поэтому этот образ и не тянется к серой массе.
Наоборот, кажется, она и не ждёт поцелуя и готова от него увернуться. Но не получится, уже тянутся костлявые руки, уже притягивает неизбежность.
Дали ловко использовал сюжет и конечно замаскировал всё под символику. Смотрите как это красиво: война (он) и мир (она). Мерзкий поцелуй Иуды и потеря мира близка как никогда. Но костыль, телега и эти прорези света на сером фоне – это всё части определения символа. Но вот какого? То, что прорези света – так это что победа в войне близка. А вот телега с костылём…
Как много повода для размышления даёт эта картина. Сколько можно придумать определений, понятий… и нет уверенности в том, что они будут верны. Дали противоречив, но понять его можно. А порой и нужно.