Пикантная сцена на крыше высокой башни. Робкое утреннее солнце, стыдливо освещая влюбленную пару, рисует вытянутые тени. Голова льва, как символ всепоглощающей страсти, словно охраняет забывших обо всем на свете людей от посторонних взглядов. Голубой шар — цвет светлых чувств, искренности и доверия — отвлекает зрителя от влюбленных, подчеркивает целомудренность происходящего. Самую большую тень отбрасывает некто невидимый зрителю, но ощутимо влияющий на атмосферу картины. Художник таким образом обозначает присутствие в работе общества, осуждающего, ханжеского, непримиримого, обремененного многочисленными запретами.
Мужчина стыдливо прикрывает лицо, пытаясь заслониться от прямого и бескомпромиссного взора толпы. Женщина не обращает на помеху никакого внимания. Сама башня в картине может быть символом тех общественных приличий, устоев, законов, которые человечество воздвигло себе за все время своего существования. Происходящее выходит за рамки этих устоев. Башня крепка, сложена из крепких, идеально пригнанных блоков. Правда, кое-где появляются трещины. Их мало, очень мало. Башня простоит еще не одно тысячелетие, но время уже начало свою тихую, но неотвратимую работу.
Безжизненный пейзаж у подножия башни тих и безлик. За пределами башни жизни нет.
Автор предлагает свое понимание рамок морали и степени вмешательства общества в эти сложные и запутанные проблемы.
Выделяя шар из общей цветовой гаммы картины, мастер призывает воспринимать внешние проявления через оценку внутренней сути тех или иных явлений. Исходить из позитива в оценке поступков других людей.
В тени, отбрасываемой «невидимкой», также можно увидеть признаки некоего смущения. Композиционно картина построена так, что зритель оказывается вне сюжета, он — сторонний наблюдатель. В этом положении публика чувствует себя свободнее, имея возможность оценить сюжет «со стороны».
Картина «Головокружение», также известная под двойным названием «Головокружение, или Башня наслаждения» была написана Сальвадором Дали весной 1930-го года. В настоящее время «Головокружение» (60 Х 50 см, холст, масло) находится в частном собрании.
Чтобы на самом деле понять сюжет картины (а не выдумывать тот маловразумительный бессвязный бред, который часто выдается за «описание и объяснение смысла картины», в особенности, когда речь заходит о вещах Сальвадора Дали), воспользуемся нашим старым проверенным «фирменным» методом — вспомним, когда, где и при каких жизненных обстоятельствах Дали эта картина была им написана. И, уверяем, всё сразу станет понятным.
Над картиной «Головокружение» Сальвадор Дали работал в течение пяти недель, проведенных в Малаге в апреле-мае 1930-го года. Напомним, незадолго до того Сальвадор Дали и Гала стали жить вместе, что вызвало жестокий гнев отца художника, изгнавшего сына из дома, и, в конце концов, полностью лишившего сына наследства — акт пусть в большей степени и символический, но показательный.
Вскоре после того Дали и купил жалкую рыбацкую лачугу в Порт-Льигате, которой суждено было впоследствии вырасти в его знаменитый Дом. Однако весной 30-го года до этого было еще далеко.
Нанятые работники кое-как приспосабливали для проживания; отец Дали старался всячески отравить сыну и его ужасной избраннице жизнь, однажды даже наслав на них жандармов — одним словом, кругом были одни проблемы, и Дали с Галой с радостью воспользовались возможность провести несколько недель в Торремолиносе (Малага) за счет пригласившего их туда поэта Хосе Марии Инохоса.
В Торремолиносе встретивший их поэт поселил эту экстравагантную парочку в крохотный отель, расположенный на скале над живописной морской бухтой — именно этим обстоятельством объясняются декорации картины.
Напомним — Дали и Гала стали жить вместе всего пару месяцев назад, и всего пару месяцев назад в жизни Дали свершилось величайшее событие, важность которого переоценить не возможно — он перестал быть девственником!
Хотя бы на время был положен конец всем его страхам в собственной сексуальной несостоятельности, поскольку выяснилось, что он — может! Может обладать женщиной — чем он, собственно, тогда и занимался все то время, в которое не был занят написанием картин.
В те весенние недели каждый день влюбленных протекал по одинаковому сценарию: они без конца совокуплялись, а в перерывах между соитиями Дали писал, а Гала отправлялась побродить по рыбацкому селению.
Из одежды на ней, как правило, была лишь короткая красная юбчонка, и местные рыбаки быстро привыкли к ее небольшой, загорелой и рельефной груди. Иногда Дали и Гала выбирались прогуляться вместе — но и на людях продолжали оказывать друг другу всевозможные знаки внимания в виде объятий и поцелуев.
Однако прогулки их не были долгими — неудержимая сила тянула их обратно в номер, где они набрасывались друг на друга с обоюдной страстью. Как это обычно и бывает во время медового месяца, они совокуплялись бесконечно, и в самых неподходящих для этого местах.
На картине, как видим, влюбленная парочка занимается оральным сексом на условной крыше или террасе отеля — что вполне могло иметь место в действительности. Отметим, что мужчина (Дали) во время этого действа стыдливо прикрывает лицо рукой.
Это могло означать, что художник все еще не до конца избавился от своих комплексов, равно как и то, что появление в его жизни настоящей женщины — Галы, вовсе не избавило художника от привычки к мастурбации, которой он был подвержен всю жизнь.
Рядом мы наблюдаем еще один излюбленный образ Дали в картинах того периода — голову льва с оскаленной пастью. Образ, как мы не раз уже писали, многозначный: до того, как он познал исполненное бесконечных наслаждений тело Галы, лев, по словам самого художника, означал его страх перед сексуальным соитием с Галой, после — он означал жгучую, животную сексуальную страсть — страсть ненасытную и всепожирающую.