Анализ картины Сальвадора Дали Голова Джулиано ди Медичи Микеланджело - Сальвадор Дали
Анализ картины Сальвадора Дали Голова Джулиано ди Медичи Микеланджело

Анализ картины Сальвадора Дали Голова Джулиано ди Медичи Микеланджело

Эту работу, написанную в технике гризайль маслом на фанере (200 х 122), можно увидеть в полумраке Зала Мэй Уэст Театра-музея Сальвадора Дали в Фигерасе. Полное название вещи звучит так: «Без названия. По мотивам «Головы Микеланджело» Даниэле де Вольтера.

Театр-музей, напомним, открылся для публики осенью 1974 года, и, в отличие от сегодняшнего богатства экспозиции, в то время был куда беднее. Отсюда стремление Сальвадора Дали всеми способами пополнить экспозицию, для чего художник неустанно трудился, выдавая на гора всё новые и новые экспонаты — что называется, «свеженькие», с пылу с жару.

Театр-музей, следует отметить, был главным детищем Дали, его самой монументальной работой, которой, собственно, художник и посвятил последние годы активной творческой жизни.

В основу этой картины легло неплохо сохранившееся скульптурное изображение головы Микеланджело работы итальянского художника и скульптора Даниеле де Вольтера — о котором следует сказать несколько слов.

Даниеле да Вольтерра (1509, Вольтерра, Тоскана — 4 апреля 1566, Рим) — итальянский живописец и скульптор, представитель маньеризма, ученик и подражатель Микеланджело. Микеланджело помогал ему своими советами и, вероятно, предоставил ученику свои эскизы, например, для шедевра Даниеле да Вольтерра «Снятие с креста» в церкви Тринита-деи-Монти в Риме.

Другими известными картинами да Вольтерра считаются «Юстиция» во Дворце приоров Вольтерры и «Вифлеемские избиение младенцев» в Уффици, Флоренция. В Лувре хранится двусторонняя картина Даниеле да Вольтерра на один и тот же сюжет: «Давид отрубает голову Голиафу», написанная на сланцевой панели. Изображения с обеих сторон изображают события, которые разделяет лишь одно мгновенье, как два отдельных кадра в кино.

Даниэле да Вольтерра потерял свою должность при папе Юлии III, посвятил себя скульптуре и позднее переехал во Флоренцию, потом опять вернулся в Рим, где по заказу папы Пия IV «прикрывал неприглядную наготу» «Страшного Суда» Микеланджело, за что и получил ироническое прозвище Braghettone («Штанишник»).

Дошедшее до нас наследие Волтерра невелико, однако, как видим, его оказалось достаточно, чтобы Дали, большой знаток истории живописи, заинтересовался им и взял одну из работ итальянца за основа для своей «Головы Микеланджело».

Разумеется, Дали не был бы Дали, если бы не привнес в классическое произведения необходимую нотку сюрреализма — речь об одной из излюбленных образов в творчестве Сальвадора: фрейдистском выдвижном ящичке, уютно разместившемся на мощном лбу гения эпохи Возрождения.

Выдвижные ящики, встроенные в человеческие фигуры — не менее популярные образы Дали, чем его «мягкие часы» или слоны на паучьих ногах: вспомним «Венеру Милосскую с ящиками» или «Анропоморфный шкафчик».

Образ абсолютно фрейдистский (а Дали, напомним, считал Фрейда богом — даже без приставки «почти»), который можно определить как «тайные ящики подсознания». Дали считал подобный сюжет аллегорическим средством для выражения «бесконечного множества нарциссических ароматов», запрятанных в тайных глубинах подсознания, раскрыть которые под силу лишь психоаналитику или наделенному силой прозрения творцу.

Единственная разница между бессмертием Греции и настоящим, по мнению Дали — это Фрейд, открывший, что неоплатоническое (во времена древних греков) тело человека на самом деле полно ящиков с секретами, которые и определяют суть человеческого естества — порой тайную даже для него самого.

Настойчивое стремление проникнуть в эти тайны или чтобы визуализировать их посредством живописи или скульптуры всегда было свойственно Сальвадору Дали. Что до Микеланджело Буонарроти — Дали числил его одним из главных своих учителей и на протяжении карьеры неоднократно обращался к шедеврам великого старца.

Эта картина относится к позднему этапу творчества Сальвадора Дали. В это время после утраты горячо любимой жены он все чаще задумывается о смысле жизни, бессмертии, о человеческой судьбе и бесконечности времени. Работа «Голова Джулиано ди Медичи Микеланджело» представляет собой одну из нескольких попыток переосмыслить вечность.

Для своей цели он обращается к образу великого деятеля Микеланджело. На картине изображен удивительно красивый мужчина с большими глазами, излучающими спокойствие и уверенность.

Во взгляде Микеланджело читается задумчивость и грусть. Так Сальвадор Дали передал боль от утраты супруги. Изящный и в то же время энергичный поворот шеи демонстрирует сильные скулы и волевой подбородок. Отчетливо прорисована правильная форма губ. Поза запечатленного мужчины, поворот головы и вид в профиль отсылают нас к традициям Ренессанса, когда особое внимание уделялось точному описанию лица человека.

Картина выполнена при помощи необычного приема. Она демонстрирует соединение разных характеров и техник. Классическое отображение красивого профиля, загадочного и сюрреалистического одновременно, выполнено маслом в лучших традициях эпохи Возрождения. В то же время в работе присутствует и схематичное, эскизное изображение.

В этом дань современной Сальвадору Дали эпохе, для которой характерна абстрактность форм и линий. Сочетание двух разных способов письма имеют особый смысл. Масло окрашивает все лицо и фон вокруг него. Схематичный рисунок получает форму и глубину. Сальвадор Дали переосмысляет свою роль в искусстве и реальной жизни. Лишь живопись способна передать тонкие чувства художника и перенести их через целые эпохи. Жизнь человека быстротечна. Но искусство бессмертно.