Анализ картины Сальвадора Дали Дезинтеграция постоянства памяти - Сальвадор Дали
Анализ картины Сальвадора Дали Дезинтеграция постоянства памяти

Анализ картины Сальвадора Дали Дезинтеграция постоянства памяти

Дезинтеграция постоянства памяти — картина, написанная Сальвадором Дали в 1954 году, в самый разгар его «ядерно-мистических поисков», и ставшая своеобразным «римейком» известнейшей его работы периода сюрреализма «Постоянство памяти» (1931).

В этом смысле «Дезинтеграцию постоянства памяти» можно рассматривать, как работу декларативную, указывающую на то, что Дали расстался с эстетическими и идейными убеждениями сюрреализма и отныне его триединым Богом, его «святой троицей» стали: Классицизм, Каталоцизм, Квантовая Физика.

В картине «Дезинтеграция постоянства памяти», нижняя часть, в сравнении с оригиналом 1931 года, оказалась под водой, а скалы мыса Креус, напротив, парят над водной поверхностью, не касаясь её: эта невесомость — типичная деталь многих работ Сальвадора Дали ядерно-мистического периода.

Точно так же на составные элементы в форме «кирпичиков» материи, левитирующих, не соприкасаясь друг с другом, распадаются и стол, и поверхность долины Ампурдан.

«Дезинтеграция» затронула и знаменитые «мягкие часы» Дали, и иссохшую оливу, и центрального персонажа в виде спящей головы — этот вариант автопортрета повсеместно присутствует в работах Сальвадора Дали начала 30-хх.

Принципиально новым элементом, отсутствующим в оригинале, является рыба, но и здесь никакой загадки нет, хотя многие интерпретаторы склонны утверждать обратное. Рыба — символ Христа и Христанства в целом, и во многих работах Дали 50-хх годов рыба присутствует именно в этом качестве.

Вспомним, 50-ые годы — время, когда известный воинствующим атеизмом Дали повсеместно и громогласно начал именовать себя «католиком до мозга костей», хотя есть основания полагать, что в декларациях своих он был не совсем искренен — или, во всяком случае, выдавал желаемое за действительное.

Начало 20-го века было безусловным триумфом Эйнштейна, снявшего время с пьедестала незыблемости и неизменности. «Постоянство памяти» Сальвадора Дали 1931-го года как раз об этом, хотя сам Дали утверждал обратное.

Середина 20-го столетия — абсолютное торжество ядерной физики. После того, как 6 августа 1945 г. на Нагасаки была сброшена атомная бомба, атом стал занимать все мысли Дали. Заключенная в нем разрушительная энергия буквально загипнотизировала художника. Отсюда левитация, невесомость и «неприкасаемость» элементов в работах Сальвадора Дали «ядерно-мистического» периода.

Отдельно следует упомянуть и четвертый циферблат мягких часов, отсутствующий в оригинале, но появившийся в «Дезинтеграции» — это отсылка к четвертому измерению, которое также занимало мысли Дали — в особенности, с 60-хх.

В то время Дали активно искал все новые способы самовыражения, от двухмерной ограниченности холста перемещаясь к стереоскопии, а затем и к голограммам, от которых, как был уверен Дали, он сможет перейти к 4-му измерению, что, в свою очередь, дарует ему бессмертие.

Еще один по-своему забавный новый элемент относительно оригинала — фрагменты материи, напоминающие по форме носорожьи рога. В это время Дали был буквально околдован формой носорожьего рога и заявлял, что рог носорога — самое совершенное, что создала природа, поскольку он в точности напоминает двойную логарифмическую спираль ДНК.

Эксцентричный испанский сюрреалист Сальвадор Дали своими уникальными картинами породил немало мифов и неразгаданных до конца загадок.

Сюрреализм как жанр нашел свое полное воплощение благодаря дару Дали. Многие его творения теперь выставлены во флоридском музее, посвященном памяти великого сюрреалиста и современному искусству. Есть там работа «Дезинтеграция постоянства памяти». Уже само название заставляет заинтересованно проникнуться содержимым холста, а испанский художник щедр на сюрпризы и поразительную плодотворность фантазии.

«Дезинтеграция» создавалась два года, завершена в 1954. Она частично повторяет написанное ранее «Постоянство памяти». Те же расплавленные в пространстве циферблаты карманных часов, дальняя скала и ветка в левой части холста идеально дублируются в двух названных работах. Только все предметы композиции в новом творении распадаются – дезинтегрируются удивительным образом.

Деревянный стол в левом углу теперь показан разрезанным на одинаковые кирпичики. Добавлены рога носорога: они выглядят выпрямленными и устремленными куда-то вдаль. Веточка, зависшая в воздухе раздроблена на несколько частей; часы на ней все так же плавятся и гнутся, только стрелка в новом исполнении старой картины показана оторванной от белого циферблата.

Объекты «Дезинтеграции» погружены под воду. Океан, глубокая вода ассоциировалась у сюрреалистов с человеческим подсознанием, таинственным, непостижимым, но имеющим свою логику. Гладь воды у Дали подвешена на еще одну ветку, она схожа с пластичным зеркалом.

Что хотел сказать гениальный художник странным названием и не менее необычной картиной? Испанец не всегда пояснял картины, много пространства оставлял для мыслей, фантазии зрителей.

Пусть пластичные часы символизируют время, которое можно воспринимать как быстрое или замедленное. Но рыба с красным глазом, дивная маска рядом и «распад» картины заставляют каждого глубоко задуматься и выразить свой неповторимый образ мыслей.