Картина датирована 1940 годом, находится на хранении в одном из бельгийских музеев.
Рене Маргитт известен в художественных кругах как автор таинственных, загадочных картин. Их нужно рассматривать долго и внимательно, чтобы увидеть подлинный, подчас глубоко спрятанный, смысл полотна.
Ключом к «тайнописи» Маргитта можно считать слова Герберта Рида, считавшего художника мастером изображения чего-то несуществующего, образов и картин, живущих только в причудливых фантазиях автора. По сути, это яркие четкие сновидения – лишенные аморфности, неясности черт, присущих ночным гостям.
Композиция полотна незамысловата Рене Магритт Ностальгия, образы прорисованы четко, краски – яркие сочные. Картина по стилю письма очень похожа на фотографию – настолько четки линии, цвет.
Представитель сюрреализма, Маргитт в компании прославленных сотоварищей по цеху стоит особняком.
Художник изобразил фрагмент моста с двумя фигурами на нем – человека и животного. Ни начала, ни конца моста не видно, все окутано бледно-желтым туманом, сквозь который угадываются очертания зданий.
Человек вглядывается в густой туман.
Сам художник, комментируя сюжет, пояснял, что на самом деле у льва и человека не может быть никаких дел на мосту. Да и как могут находиться в одном, открытом пространстве дикое животное и человек? Думается, что автор создал произведение о неизбывной тоске по другой, кажущейся настоящей, жизни. Это ностальгия по мечте – отсюда и название полотна.
У человека есть крылья, но они сложены – так, по мнению художника, выглядит печаль о невозможности достижения мечты. Черный костюм персонажа акцентирует его настроение.
Лица человека с поникшими крыльями не видно, невозможно прочитать его мысли.
Фигура льва на полотне – не случайный персонаж. У художника царь зверей часто присутствует в творчестве. Его появление в Ностальгии – явный намек на прозаическую рутину будней. Приземленное Настоящее всегда вытесняет эфемерное Будущее, «здесь и сейчас» нет места надеждам и мечтам.