Когда-то Голкондой называли крепость в центре Индии, где преимущественно торговали алмазами. От нее уже давным-давно остались лишь развалины, и теперь «Голконда» – это лишь название одной из картин Рене Магритта.
Сюрреализм – самое загадочное и абсурдное направление искусства. Часто похожие на рекламные плакаты, необычные и парадоксальные, картины Рене Магритта относят к сюрреалистическому стилю.
Однако автор причисляет их к так называемому «магическому реализму». Однозначно лишь то, что его творения всегда притягивают внимание, врезаются в память и заставляют каждого задумываться о чем-то своем.
Полотно «Голконда» – из серии загадочных работ Магритта. Оно датируется 1953 г. Сперва замысел картины может показаться неясным. Если обратиться за помощью к трактовке названия «Голконда», выясняется, что оно обозначает индийский город, где добываются крупные алмазы. Но полученный факт мало проясняет взгляд на изображение.
Ведь часто сюрреалисты называли творения ничуть не относящимися к сюжету именами. Разве что расположение фигур на полотне может слегка напомнить особую структуру алмаза.
Чтобы понять задумку автора, придется окунуться в мир свободных ассоциаций. Известный персонаж картин художника – джентльмен в костюме и котелке. Здесь он дублирован несчетное число раз. Если приглядеться, то каждый мужчина на картине хоть чем-то, но отличается от однообразно одетых собратьев.
В этом прослеживается факт индивидуальности каждого человека, несмотря на первоначально кажущуюся одинаковость.
Джентльмены художника изображены зависшими в воздухе в перспективе. Некоторые из них отбрасывают тени на здание с одинаковыми окнами. Сочетание городского пейзажа и аллегорической сцены смотрится превосходно.
Можно увидеть в «Голконде» одноликую толпу, но даже при всем множестве людей и их поразительной схожести, каждый чувствует одиночество. С помощью незамысловатых образов бельгийский сюрреалист показал сильное человеческое переживание.
Известная картина Рене помещена в частную коллекцию в Хьюстоне.
Целесообразно отметить, что многие сюрреалисты не увязывали сюжет своих картин с их названиям. Однако если уделить немного времени и внимания деталям, то вполне возможно хотя бы попытаться разгадать очередной ребус бельгийского художника.
Солнечный день в одном из тысяч типичных городов. Мужчины в скучных серых пальто и таких же серых котелках, словно капли дождя, зависли в воздухе. Их настолько много, что они создают «стадо», напоминающее наше общество – обезличенное, не имеющие индивидуальности. Рене Магритт говорил: «Человек в котелке – это господин Посредственность при всей своей анонимности».
Картина «Голконда» представляет собой отражение человека в социуме. Несмотря на то, что мы в большинстве своем создаем лишь массу, умерщвляющую личность, по-отдельности каждый имеет собственную индивидуальность. Если присмотреться к мужчинам на картине, создается уверенное впечатление, что нет ни одного похожего друг на друга джентльмена.
Можно предположить, почему картина носит именно такое название. Расположение мужчин на холсте напоминает схему кристаллической структуры алмаза. Но при чем здесь это? Если, на первый взгляд, кажется, что общество – это хаотичное скопление людей, то, углубляясь, можно понять, что это определенная жесткая иерархия, в котором для каждого человека есть свое место, каждому отведена определенная роль и все существуют созависимо друг с другом.
Однако это лишь предположения. Сам Магритт, хоть никогда и не объяснял свои произведения, «Голконду» комментировал как картину, демонстрирующую монотонность толпы и одиночество человека, который может стать самим собой лишь в полной гармонии и уединении.